Могучий лесной великан, кряжистый вековой дуб служит символом мощи, крепости, мудрости, долголетия и благородства. Тяжелая дубина, грозное оружие богатырей и гигантов, имеет самостоятельное символическое значение божественной силы и воинской доблести.
В мифологии разных народов царь-дерево ассоциировалось с верховными богами-громовержцами: греческим Зевсом, римским Юпитером, скандинавским Тором, славянским Перуном. Например, Прове, бога балтийских славян, во время религиозных празднеств почитали в священных дубравах. У греков дубы населяли древесные нимфы — дриады.
Дубина, чья разрушительная и плодородная мощь ассоциировалась с силой грозы, являлась атрибутом кельтского бога Дагда, одетого в звериные шкуры и напоминающего греческого Геракла. Дубина Дагда была так тяжела, что нуждалась в специальных колесиках. У индуистского громовержца Индры ваджра, медная дубина с тысячью зубцов, символизировала плодородие.
В религии древних кельтов священным дубам и дубравам придавалось первостепенное значение. У кельтских жрецов, друидов, дуб олицетворял мировую ось и божественную мудрость. Само название «друид» происходит, по всей вероятности, от слова «dru» — «дуб». Жрецы-друиды проводили особые праздники и обряды, посвященные культу священных дубов. К числу наиболее важных и таинственных относился обряд срезания с дуба ветви омелы, считавшейся панацеей от всех болезней и несчастий. Этот обряд, связанный с богом мудрости Белом, происходил в полнолуние. Облаченный в белые одежды друид приносил в жертву священному дубу двух белых быков, закалывая их в сени дерева, а затем специальным золотым серпом срезал с него ветвь омелы.
Почитание священных дубов было распространено также и у древних евреев, и среди арабов. Первое отмеченное в Библии явление Бога Аврааму произошло именно у священного дуба, в Сихеме, где патриарх и возвел ему алтарь. Окруженная священными дубами легендарная могила Авеля, находившаяся на высоком утесе у реки Авали в горах Ливана, в течение многих веков служила местом паломничества для мусульман.
В алхимии дуплистый дуб, как видно из «Фигур Авраама Еврея», являлся знаком плавильного горна.
История хранит память о многих славных лесных гигантах, связанных тем или иным образом с известными историческими личностями. Так, символом правосудия можно считать знаменитый венсеннский дуб, в тени которого любил вершить свой беспристрастный суд Соломон Средневековья, французский король Людовик IX Святой (1226—1270).
На Руси могучий, крепкий дуб рассматривался как эмблема защиты, обороны. Недаром стены древнего Московского Кремля, возведенного при Иване Калите (1325— 1340), были сложены из дуба.
Дубина в военном деле — одно из самых древних видов оружия, служивших человеку еще в каменном веке. Увесистая дубина или деревянная палица — нехитрое оружие тех воинов древности и Средневековья, что делали в бою ставку на свою физическую силу и размах богатырского плеча, а также бедных ополченцев, не имевших средств на приобретение дорогостоящего воинского оружия и снаряжения. Дубину (палицу) использовали в сражении не только для того, чтобы, хватив супостата по шлему, «ошеломить», т.е. оглушить его, но и для метания.
В изобразительном искусстве с дубиной изображали Гильгамеша, Геркулеса, Тесея и многих других мифических героев древности, а также персонифицированные фигуры Храбрости и Дикаря.
В христианской иконографии дубина — эмблема мученичества убитых ею святых: апостола Иуды Фаддея и первого иерусалимского епископа Иакова Меньшого. В сюжетах, посвященных обряду крещения, упавший ствол дуба, попираемый ногой св. Бонифация, выступает как аллегория обращения язычников. В данном случае явно просматривается ненависть отцов христианства к языческому культу священных деревьев и деревянным идолам язычников.
В геральдике эмблема дуба распространена очень широко. Геральдический дуб выступает в двух ипостасях: с желудями и без таковых. В первом случае он является символом зрелой силы и могущества, во втором — юной доблести. Желуди в геральдике могут изображаться разными цветами: зеленым, коричневым, золотым или пурпурным, а дубовые листья — зеленым, серебряным или золотым.
В средневековой западноевропейской геральдике царственное дерево очень часто украшало родовые гербы. Дуб с желудями был представлен и в гербе известного в Италии дворянского семейства делла Ровере, давшего католической церкви двух римских пап — Сикста IV (1471—1484) и Юлия II (1503-1513).
Чрезвычайно популярной была эта эмблема и в российской геральдике. В 1882 году дубовая ветвь была включена в Большой государственный герб России. В российской областной и городской геральдике дуб использовался как «говорящая» эмблема. Например, в гербе Стародуба в белом поле изображен большой кряжистый дуб на зеленой земле. Как символ могущества и благородства, эта эмблема входит в гербы многих российских дворян: Гагариных, Гундоровых, Кобылиных, Неплюевых, Полугорских, Ромодановских, Суковкиных, Хилковых и др.
В средневековой геральдике эмблема боевой дубины считалась одной из самых благородных. Она украшала гербы не только простых рыцарей, но и важных вельмож. Так, в гербе герцога Людовика Орлеанского (1372—1407), брата французского короля Карла VI, изображение суковатой дубины сопровождалось гордым девизом: «Бросаю вызов!»
Военная эмблематика, использующая изображения дубового венка или дубовой ветви как символ воинской силы и доблести, отражает эти элементы в военной униформе, на орденах, медалях и знаках отличия целого ряда европейских армий. Той же символикой наполняли эмблему Организации Варшавского договора, как военного блока социалистических государств, обрамлявшие ее дубовые листья.
Больше о деревьях, как символах в вот этой статье