Луна и полумесяц как символы и знаки

Луна как символ

Царица ночи, повелительница причуд­ливых грез и романтических иллюзий, холодная серебряная луна — один из са­мых важных природных символов, соеди­нивших в себе как положительные, так и отрицательные значения. Луна символи­зировала изобилие, возрождение, бессмер­тие, оккультную силу, интуицию, цело­мудрие, но также и непостоянство, из­менчивость и ледяное безразличие.

Луна и полумесяц как символы и знаки

В мифологии луна предстает то как всевидящее божье око, внимательно на­блюдающее за всем происходящим на земле во мраке ночи, то просто как дыра в небе, сквозь которую просачивается солнечный свет. В большинстве тради­ций луна, ответственная за менструаль­ный цикл женщины и являющаяся по­этому символом женского начала, высту­пает в роли жены солнца. Однако у некоторых народов (японцев, жителей Океании, отдельных племен Африки и Северной Америки) луна, напротив, на­деляется мужским обликом, а солнце — женским.

Цикличность — одна из важнейших характеристик Хозяйки Ночи, подмечен­ная людьми еще в древнейшие времена. Фазы луны послужили человечеству ме­рилом времени — на их основе был со­здан первый лунный календарь. С тех пор термин «месяц» прочно закрепился в календарях в качестве одной из основных временных единиц.

Обладая таким замечательным свой­ством, как цикличность, луна сделалась в представлении людей космическим влас­тителем всех земных циклов в животном и растительном мире. Она управляла че­ловеческой судьбой и в особенности жиз­нью женщины; повелевала ливнями, сне­гопадами, наводнениями, морскими приливами и отливами, а главное — не­сла ответственность за урожай.

Три дня луна отсутствовала в ночном небе, а затем наступало новолуние, и по­этому за ночным светилом утвердились символические значения возрождения, бессмертия и вечной молодости. Победи­тельница смерти, луна иногда рассматри­валась как маяк, указывающий путь в за­гробный мир, или даже как место успоко­ения душ праведников.

В мифах многих народов бессмертная луна, проникшись симпатией к людям, намеревается одарить бессмертием и их. С этой целью она отправляет на землю зайца, жабу или какое-либо другое живот­ное с наказом передать людям такие сло­ва: «Подобно тому, как я умираю и опять оживаю, и вы будете также умирать и вос­кресать». Однако ее посланец то ли по за­бывчивости, то ли по злому умыслу извра­тил смысл послания, передав адресатам следующее: «Подобно тому, как я умираю и не оживаю, и вы будете также умирать и не оживать». Когда же, сделав свое черное дело, лунный гонец возвращается к гос­поже, дабы отчитаться в исполнении по­ручения, луна приходит в ярость и сурово наказывает недобросовестного слугу. Од­нако зло, причиненное им, уже нельзя было исправить. Так многие примитив­ные народы объясняли себе причину смертности человека. Что же касается жи­вотного, доставившего злую весть, то его потомкам на земле приходилось неслад­ко. Обитатели Южной Африки, напри­мер, безжалостно истребляли зайцев, но их мясо в пищу не употребляли — так сильны были ненависть и презрение не­гров к этим лживым существам.

Полная луна, знак совершенства, у буддистов выступает символом красоты и умиротворения, а у китайцев — эмбле­мой большой семьи. В дни сентябрьского равноденствия в Китае ее называли «лу­ной урожая». В честь небесной благоде­тельницы, символизировавшей в это вре­мя года изобилие и плодородие, устраива­лись красочные веселые празднества с обильным угощением и круглыми фона­риками, изображавшими луну.

Пятна, видимые на луне, давали не­мало пищи для безудержной человечес­кой фантазии. Согласно мифам африкан­цев, темные пятна на луне не что иное, как куски грязи, которыми завистливое солнце забросало свою соперницу. Нечто подобное можно встретить и в поверьях гималайских кхази: месяц периодически влюбляется в свою мачеху, а та в гневе швыряет ему в лицо пепел. Многие наро­ды усматривали в пятнах, испещривших серебристый диск луны, земных живот­ных: зайца, жабу, лягушку, улитку и т.д.

Затмение луны вызывало суеверный ужас у людей, объяснявших это явление нападением на ночное светило злобных небесных существ: драконов, демонов, вампиров или ведьм. Во время лунных затмений дикари дружно выступали на защиту бедняжки-луны. Они производи­ли страшный шум, стараясь прогнать злобное чудовище, и в конце концов, ко­нечно же, добивались своего.

Однако любовь к луне была далеко не всеобщей и не повсеместной. Мертвен­ный свет бледной луны в беспредельном мраке ночи в некоторых традициях ассо­циировался со злом и смертью. Особенно опасным считался период полнолуния, когда зловещее влияние повелительницы ночи становилось максимальным. Имен­но тогда выходили на свою страшную охо­ту вампиры, вурдалаки и оборотни, а ведьмы и колдуны творили дьявольские заклинания. Самое дурное действие пол­ная луна оказывала и на людей. Счита­лось, что она навевает пустые иллюзии и грезы, жуткие кошмары или бессонницу. Слабые натуры, полностью попадавшие под ее власть, становились послушными рабами луны — лунатиками. Злая госпо­жа поднимала их в глухую полночь с по­стели и заставляла бродить по крышам и краям страшных бездонных пропастей. Римляне, полагавшие, что луна может свести человека с ума, называли безумцев и слабоумных от рождения «детьми луны». Наибольшей опасности в полно­луние подвергались беременные женщи­ны и новорожденные младенцы. Впро­чем, защититься от вредного влияния «дурного глаза» луны не составляло боль­шого труда: следовало лишь поплотнее захлопнуть ставни или задернуть окон­ные шторы.

В религии древних народов божества луны, выступавшие как в женском (гре­ческие Селена и Артемида, римская Диа­на и т.д.), так и в мужском обличье (еги­петские Тот и Хонсу, вавилонский Син, полинезийский Ронго и пр.), занимали значительное место в пантеоне. Им по­свящались великолепные храмы, один из которых — храм Артемиды в Эфесе, со­жженный безумным честолюбцем Герос­тратом, — входил в прославленную се­мерку чудес света.

Лунные божества изображались обыч­но с соответствующими атрибутами. Так, египетский бог Хонсу, центром почита­ния которого был знаменитый Карнак- ский храм, представлен в виде юноши с серпом и лунным диском на голове.

Некоторые из богов, олицетворявшие «темную сторону» луны, имели довольно мрачную репутацию. В частности, древ­негреческая богиня лунного света Геката считалась покровительницей колдовства и черной магии, насылавшей на землю сонмы привидений и призраков. В осо­бых случаях ей приносили гекатомбу — сотню жертвенных быков одновременно.

Астрология, основываясь на том, что лунный свет является лишь отражением солнечного, выдвигает на первый план пассивность Луны, поэтому физиологи­ческому типу мужчины, находящемуся под ее покровительством, присущи бес­печный слабый вид, апатия и высокая, но непропорциональная фигура. Женщи­нам лунного типа приписывается роман­тический, а иногда и развращенный ха­рактер.

В средневековой астрологии, где каж­дому из известных в то время небесных тел соответствовал определенный день недели, Луна управляла понедельником. Воздействуя на облик и характер людей лунного типа, влажная меланхолическая луна влияла и на выбор профессии. Аст­рологи полагали, что она покровитель­ствует профессиям, привычным к по­лутьме: актерам, кабатчикам, ростовщи­кам, колдунам и т.д.

В мантике также настойчиво подчер­кивается негативный символизм луны. Карта «Луна» из пакета Таро — одна из са­мых тревожных и богатых по символичес­кому значению. На ней изображены соба­ка и волк, воющие на луну в ночном небе, а также водоем, из которого на берег выпол­зает рак. Каждый из этих персонажей на­делен своим собственным значением.

Ночь символизирует враждебные влияния, страх и тревогу. Вода означает глубинную угрозу, потенциальную опасность или темные глубины человеческой психики. Рак — выразитель скрытой в воде опасно­сти или страшной неизлечимой болезни. Волк — это лютый враг. Единственный позитивный персонаж, присутствующий на карте, — собака, символ друга, вернос­ти и бдительности. Однако волк и собака, сидящие напротив друг друга, в данном контексте означают, что друг может пре­дать, переметнувшись на сторону врага.

Значение карты «Луна» — крайне не­гативное. Она предрекает одиночество и несчастье, страх и тревогу, физические или духовные страдания, предательство близкого человека или тяжелую болезнь. Тому, кому выпадет эта карта, остается лишь смириться с безрадостной реально­стью и лелеять робкие надежды на пере­мены к лучшему.

Немаловажное значение в символике сыграл цвет луны. Так, в алхимии луна сим­волизировала серебро, а в геральдике изоб­ражалась только в виде серебряного диска.

В эмблематике народы, почитавшие луну с глубокой древности, — монголы, тибетцы, лаосцы и др., — представляли свою ночную покровительницу также в виде полного серебряного диска, зачас­тую с чертами человеческого лица.

В голубом масонстве луна символи­зировала высокую, платоническую лю­бовь и воздержание.

С луной связано множество народ­ных примет, одни из которых заставят со­временного человека лишь криво усмех­нуться, а другие — призадуматься. К числу последних относятся приметы, позволяющие предсказывать погоду. Так, покрасневший диск луны предвещает яс­ную, солнечную погоду, а позеленев­ший — продолжительную засуху. Если же вокруг луны образовалось светящееся кольцо — следует ожидать усиление ветра и шторма на море. Что же касается чело­веческой судьбы, то здесь самыми счаст­ливыми предзнаменованиями наделяет­ся новорожденная луна. Особенно насто­ятельно народные приметы рекомендуют начинать «новую жизнь» именно в ново­луние. Логично, не правда ли?

Полумесяц как символ

Хотя полумесяц, по сути, всего лишь ви­димая на данный момент часть луны, он тем не менее наделен с глубокой древнос­ти целым рядом вполне самостоятельных символических значений. Полумесяц — символ прироста и возрождения, что свя­зано со сменой лунных фаз; два рога полу­месяца означают удвоение, поскольку рог является символом изобилия. Если же ме­сяц изображается вместе со звездой, как в исламской традиции, то в этом случае он выступает аллегорией рая. Кроме того, в ряде культур полумесяцу придавались и другие символические значения. Так, в Малой Азии он олицетворял космические силы, а в Древнем Египте полумесяц, со­вмещенный с кругом, выражал боже­ственное единство.

В религии народов античности полу­месяцу придавалось значение девственной чистоты, и в этом значении он изображал­ся в прическах лунных богинь — греческой Артемиды и римской Дианы. Мусульмане рассказывают о происхождении полумеся­ца следующую легенду. Однажды пророк Мухаммед, желая доказать маловеру всемо­гущество Аллаха, свершил на его глазах ве­ликое чудо: достал с неба луну и разрезал ее ножом. С тех пор полумесяц, вырезанный рукой самого Пророка, стал священной эм­блемой всех правоверных.

В христианской иконографии Деву Марию нередко изображали с полумеся­цем, символизировавшим Ее чистоту и непорочность.

В христианской традиции крест иног­да соседствовал с полумесяцем. Опроки­нутый рогами вверх полумесяц, помещав­шийся в основании накупольного креста, отмечен богатейшей символикой. В нем видели и люльку Вифлеемскую, и крес­тильную купель, и чашу евхаристическую, и якорь надежды, и корабль церковный.

В эмблематике полумесяц играет весьма заметную роль. Впервые в каче­стве охранительной эмблемы полумесяц употреблялся в Византии еще с IV века до н.э., где он символизировал боже­ственное покровительство и безопас­ность. Выбор данной эмблемы был свя­зан с конкретным историческим событи­ем. Македония, подчинившая Грецию в 338 году до н.э., направила свою победо­носную армию на штурм богатого Визан­тия. Однако ночной штурм города не удался и прекратился сразу после того, как на небе засиял ясный месяц. Обрадо­ванные жители приписали свое чудесное спасение заступничеству богини лунного света Гекате, и с тех пор в ее честь визан­тийцы начали чеканить монеты с изобра­жением полумесяца и звезды, а сам полу­месяц сделался эмблемой Византии.

С X века полумесяц с небольшой пя­тиконечной звездой стал применяться в символике некоторых мусульманских го­сударств и вскоре превратился в обще­признанную эмблему ис­лама. В эпоху Крестовых походов полумесяц утвер­дился как главный мусуль­манский символ, противо­стоящий кресту. В связи с турецкой агрессией против христианских государств Европы нарастающая луна обратилась в символ исламской экспансии. В период могущества Османской импе­рии слава исламского полумесяца достиг­ла своего апогея. В наше время Красный Полумесяц — эмблема санитарной служ­бы в мусульманских странах, аналогичная европейскому Красному Кресту.

В геральдике современные ислам­ские государства традиционно использу­ют изображение полумесяца с одной звездой, несколькими звездами или без таковых. На государственных флагах эту эмблему сохранили Ливия, Малайзия, Ту­нис и Турция. Из других государств, не имеющих отношения к исламу, геральди­ческий полумесяц без звезды использует Непал, а в окружении пяти звезд — Син­гапур.

Изображения полумесяца можно было встретить и в гербах некоторых горо­дов Российской империи. В гербах Бело­зерска и Хотина опрокинутый рогами вверх полумесяц попирается крестом, а в гербе Чугуева сразу три серебряных полу­месяца помещены под перекрещенными саблями.

В военном деле построение войск в форме полумесяца одним из первых ис­пользовал великий карфагенский полко­водец Ганнибал. В битве при Каннах (216 г. до н.э.) войско карфагенян, обра­щенное дугой в сторону противника, под натиском вдвое превосходящих сил рим­лян прогнулось в обратную сторону, в ре­зультате чего легионеры угодили в полу­кольцо, а когда фланги карфагенян сом­кнулись за их спиной, 80-тысячная армия римлян оказалась в полном окру­жении и была почти полностью истреб­лена. Впервые в истории численно мень­шая армия смогла окружить и уничто­жить более многочисленную. Так блестяще проявился военный гений Ган­нибала, а битва при Каннах вошла в со­кровищницу мирового военного искус­ства.

Народные приметы придают большое значение положению месяца в небе. Оп­рокинутый рогами вверх месяц предве­щает ясную безоблачную погоду, обра­щенный рогами вниз — сулит ненастье. При желании с помощью небесного сер­па можно погадать на финансовое поло­жение. Если, обернувшись, вы увидели месяц, висевший над вашим правым пле­чом, — держите карман шире, вскоре привалит прибыль, ну а если над левым — навострите слух: скоро финансы споют вам свои печальные романсы.

По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк

Рекомендованные статьи