Вода – значение символа и знака

Вода — колыбель земной жизни, могущественная первобытная стихия, извечно противостоящая огню, олицетворение женского начала в природе, великий символ зачатия, рождения и возрождения, очевидный знак чистоты и очищения, но также и зыбкая эмблема бесформенности, неопределенности, ненадежности и опасности.

В натурфилософии вода наряду с огнем, землей и воздухом входила в число четырех основных природных элементов, а Фалес Милетский, один из Семи мудрецов античного мира, даже придал ей статус первоэлемента, считая космическую влагу и земные воды прародителями всего сущего.

Подтверждение мысли Фалеса мы находим и в мифологии: там в первобытных космических водах отражен первозданный хаос как дремлющий первоисточник жизни, а твердь земная поднимается из бездонной пучины первичного Мирового океана.

Вода в форме росы, дождя, ручья, родника, реки, озера, моря или океана фигурирует в огромном количестве мифов, причем символика ее тоже далеко не однозначна. У земледельческих народов древности, особенно у египтян, шумеров и индийцев, воды священных рек — символ плодородия и очищения. Чистый источник, струящийся из-под корней Мирового Древа — светлая аллегория познания и мудрости, а родник у ствола райского Древа Жизни — библейская метафора спасения и бессмертия.

Чудодейственным бальзамом проливается на смертные раны мифических и сказочных героев живая и мертвая вода. Несмотря на столь существенную разницу в названии, волшебным благотворным действием обладала и та, и другая: мертвая вода мгновенно сращивала разорванные ткани человеческого тела, после чего живая вода оживляла героя, воскрешая его дух. Таким образом, первая из них служила символом исцеления, а вторая — эмблемой возрождения.

Сражаясь с опасными врагами и кошмарными чудищами, бесстрашные герои мифов и сказаний нередко прибегали также к помощи сильной воды, утраивавшей или даже удесятерявшей силы, и бессильной воды, заставлявшей их грозных противников шататься от слабости.

Разумеется, не все мифические воды так уж хороши. От леденящего прикосновения волн Стикса, протекающего в эллинском Подземном Мире, даже бессмертные боги цепенеют на долгие годы, а мутные воды реки Леты в греческом Царстве Мертвых заставляют человека навсегда позабыть о том, что он любил на земле. О смрадных адских реках майя, текущих гноем и кровью, и говорить-то неприятно. Заколдованная «ведьмина вода» из русских сказок, аллегория трансформации, всегда готова наделить страдающего от жажды Иванушку симпатичной козлиной бородой и рогами. Наконец, как символ Божьего гнева трактуется в мифах многих древних народов Великий потоп, смывший с лица земли всех грешников и нечестивцев.

Многие из водных богов мыслились людям в образе рыбы (например, Унктахе у индейцев дакота или Митгк у камчадалов) или получеловека-полурыбы (шумерский Кулулу, вавилонский Эа, филис- тимлянский Дагон, сирийская Атаргаш и т.д.). Некоторые древние божества, такие, как перуанская Мамакоча («Мать- Море»), аморфны, т.е. вообще лишены какого-либо образа, другие, как античный Посейдон — Нептун, антропоморфны. Наиболее интересен образ старика Протея, сына Посейдона, и именно потому, что он в любой момент мог принять любой образ. Благодаря этому редкому дару к постоянным перевоплощениям стоики усматривали в Протее аллегорию изменчивости материи.

Темные водные глубины — символ опасности, и потому большинство водных духов, опутанных склизкой зеленой тиной, украшенных изящными перепончатыми ластами и чешуйчатыми рыбьими хвостами, враждебно настроены по отношению к потомкам Адама. Пучеглазый обрюзгший старик водяной, озорные русалки и фараонки, коварные ундины и никсы, отвратительные мавки с просвечивающимися внутренностями завлекают, хватают и топят людей в пучине, похищают детей или подменяют новорожденных дьявольскими уродцами. Подчас какую-либо из холодных морских красавиц вдруг охватывает глубокая страсть к прекрасному земному юноше, но к добру такая любовь не приводит. Отражением реальной опасности на море выглядят злобные духи водоворотов, вроде ужасной Харибды, постоянно поглощающей, а затем извергающей черные воды узкого морского пролива. То же относится и к страшным водяным смерчам, производимым, по мнению арабов, бешеным вращением исполинских джиннов, либо, по убеждению китайцев и японцев, полетом длиннохвостых водяных драконов.

Однако и водный мир не без добрых существ. Нереиды, 50 дочерей бога Нерея, трогательно заботятся о попавших в беду моряках, но особенно благожелательны к людям прекрасные наяды, покровительницы родников, ручьев и малых речек. Прозрачные воды источников, где весело плещутся красавицы нимфы, исцеляют болезни тела, очищают душу, награждают даром прорицания и даже бессмертием.

Много любопытных легенд и мифов сложено об озерах, как о чудесных природных зеркалах, разделяющих естественный и сверхъестественный миры. Озера, конечно, тоже населены различными фантастическими существами, иногда благорасположенными к людям, но по большей части — враждебными. Вешапи, многоглавые драконы из грузинских мифов, захватывают озера и за пользование водой требуют в виде дани молодых девушек на съедение. Келпи, злобный дух шотландских озер, предстает перед путником в облике прекрасного коня, мирно пасущегося на берегу, но стоит человеку оседлать его, как дьявольский конь стремительно бросается в воду и топит седока. В той же Шотландии находится загадочное озеро Лох-Несс, живучая легенда о котором уже давно будоражит весь мир. До сих пор как в научной, так и в обывательской среде идут нескончаемые споры о том, что же скрывают его таинственные глубины. В легендарном образе неуловимого лох-несского чудовища одним мерещится исполинский Морской Змей, вторым — плезиозавр, каким- то чудом сохранившийся в озере еще с мезозойской эры, а третьим — неизвестное науке гигантское глубоководное существо.

В мифах и легендах многих народов властительницами озер часто выступают обольстительные морские девы, как добрые, так и злые. Зеленоволосая и зеленоглазая красавица Бярнил Изажа («Госпожа Озера») из мифов лакцев утягивает на дно беспечных купальщиков, а приглянувшихся ей мужчин щекочет до тех пор, пока они не умрут или не сойдут с ума. Южнославянские вилы, очаровательные крылатые девушки в волшебных белых платьях, витающие над волнами, не столь злобны — хотя в гневе они способны убить одним взглядом, зато любвеобильные девы охотно покоряются любому мужчине, осмелившемуся их раздеть. Юным и бесстрашным героям волшебницы всегда готовы помочь. Владычица Озера из бретонского цикла легенд о рыцарях Круглого Стола, оказывала бесценное покровительство благородному королю Артуру: на заре его царствования она подарила Артуру меч Экскалибур, обладавший многими чудесными свойствами (см. главу «Меч»), а в финале последней битвы, когда королевство логров кануло во тьму, доставила тяжелораненого короля на блаженный остров Аваллон, где и погрузила героя в многовековой летаргический сон до лучших времен.

За пользование водой и рыбой духи озер требовали от людей жертвы. В качестве жертвы могла применяться пища и вообще любые предметы. Пожалуй, самые щедрые дары расточали духу священного озера Гуатабита, что неподалеку от Боготы наивные индейцы чибча-муиски. Во время праздничной церемонии их вождь заплывал на лодке на середину озера и, после произнесения приличествующих случаю заклинаний высыпал в воду золотые самородки, перемешанные с драгоценными изумрудами.

Самая удивительная по красоте легенда, связанная с озером, рождена все же на русской земле. Она повествует о чудесном граде Китеже, опустившемся на дно озера Светлояр при нападении на Русь несметных полчищ Батыя. Века спустя люди, побывавшие на берегах Светлояра, уверяли, что собственными ушами слышали приглушенный колокольный звон, доносившийся со дна озера. В конце концов, наши предки свято уверовали в существование утопического города праведников, где царит мир и социальная гармония. Таким образом, сказочный Китеж-град, процветающий на дне глубокого озера, — знаменательный символ чудесного спасения и романтическая аллегория подводного рая.

В религии вода символизирует очищение от грехов и духовное возрождение к новой жизни. У христиан эта символика наиболее ярко проявляется в таинстве крещения, свершаемом при помощи насыщенной ионами серебра святой воды, якобы очищающей и облагораживающей энергетику человека.

Ритуальное очищение водой, заимствованное ранними христианами из обрядов древних евреев, получило самое широкое распространение среди многих примитивных народов. В Западной и Южной Африке, Монголии, Индии, Новой Зеландии и других регионах мира, где рожениц и новорожденных считали «нечистыми», их подвергали ритуальному омовению. В Гвинее старейшины торжественно носили по улицам селения трехдневного ребенка, а родственники и друзья счастливых родителей, наперебой произнося пожелания здоровья и успеха, непрерывно кропили младенца из большой чаши, пока тот не промокал до нитки. Новозеландские жрецы совершали ритуальное купание ребенка на восьмой день после его рождения. Одновременно с обрядом очищения, сопровождаемым нескончаемыми заклинаниями, новорожденному подбиралось и имя, причем довольно оригинальным способом. Жрец, методично окуная в воду ревущее дитя, без устали бубнил себе под нос все известные ему имена. Это благое занятие продолжалось до тех пор, пока младенец не начинал чихать. Чихнув в момент произнесения какого-либо имени, ребенок и награждался им до конца дней своих.

Поскольку нечистым признавался и всякий труп, очищение водой требовалось также после похорон или убийства человека. С этой целью североамериканские индейцы дакота до полного изнеможения пыхтели и млели в паровой бане, а воины южноафриканского племени басуто, возвращавшиеся с поля битвы, в полном вооружении плескались в первой попавшейся речке, приводя в полное изумление тамошних крокодилов.
Приверженцам разных религий та или иная форма воды навевает всевозможные ассоциации. Так, в буддизме стремительная река символизирует суетный поток бытия*, в даосизме ручей, обходящий все препятствия, олицетворяет победу видимой слабости над силой’, в протестантизме роса — аллегория слова Божьего, проступающего в сердцах истинно верующих; в христианстве и исламе дождь — знамение Божьей благодати.
Чрезвычайно многогранной предстает символика воды и в фольклоре. Прежде всего следует отметить, какую удивительную метаморфозу претерпел в этом пласте народной культуры очистительный символизм воды. Знаменитое изречение Понтия Пилата: «Я умываю руки» означает пассивное отстранение, неучастие в греховном деле, тогда как пословица: «Рука руку моет», напротив, указывает на преступную связь и круговую поруку, покрывающую грязные делишки участников сговора.

В образных выражениях: «Толочь воду в ступе» и «переливать из пустого в порожнее» слышится явная насмешка над теми, кто с усердием, достойным лучшего применения, занимается никчемным делом или пустословием. Аналогичное значение имеет и лаконичный афоризм «лить воду», однако «лить воду на мельницу» подразумевает уже совсем иное, а именно — моральное содействие врагу. Такого предателя непременно следует «вывести на чистую воду», т.е. разоблачить.

В устном народном творчестве при желании можно почерпнуть еще немало метких изречений, растворивших в воде ее разностороннюю символику. Так, крылатый афоризм Овидия «Капля камень долбит» возносит хвалу терпению и трудолюбие, метафора «вилами на воде писано» намекает на зыбкость и неопределенность чего-либо; а поговорка ^пройти огни, воды и медные трубы» прямо указывает на воду, как на вид опасности, угрожающей герою.

В астрологии одна двенадцатая часть зодиакального круга отведена знаку Водолея, именуемому также Домом Сатурна (отрицательного) и изображаемому в виде двух волнистых линий, одна под другой. Влажное влияние Водолея распространяется на всех рожденных в период с 21 января по 19 февраля. Казалось бы, его «подмоченная репутация» не сулит ничего хорошего, но не тут-то было! Это самый святой знак! А его подопечные, по уверению астрологов, самые милые и скромные люди на земле. По характеру они сверхчувствительны, любвеобильны и легкоранимы, но упорно стремятся делать добро, даже тогда, когда их об этом не просят. Что касается астрологических прогнозов на будущее, то сама мать Тереза могла бы гордиться теми феноменальными успехами, коих достигнут удачливые «водолеи» на поприще милосердия и благотворительности. Но вот с неудачниками (а ведь их, увы, под любым знаком хватает!) сердечную дружбу станут водить лишь неуравновешенные истеричные индивиды, склонные к суициду. Из тех, кто долго и тщательно выбирает: выброситься ли им из окна (первого этажа), утопиться ли в пруду (где воробью по колено) или застрелиться (из водяного пистолета).

Мантика располагает собственным «водолеем» — картой «Умеренность» (или «Воздержанность») под номером XIV из Старших Арканов Таро. На ней изображена женщина, стоящая на берегу водоема и переливающая воду из одного кувшина в другой. Это достойное занятие, по убеждению знатоков Таро, исполнено глубокого смысла. Во-первых, карта указывает на человека, целиком поглощенного своей проблемой и пытающегося найти выход из сложившейся ситуации, а переливание воды как раз и отражает мучительный процесс принятия решения, взвешивания всех «за» и «против». Во-вторых, карта отмечает в нашем «водолее» такие похвальные моральные качества, как уравновешенность, самообладание, осторожность, практичность, расчетливость и бережливость (поскольку наша дама, сосредоточенно льющая воду, не проливает при этом ни капли!). А в-третьих, карта «Умеренность» настоятельно рекомендует проявить терпение и собраться с мыслями, не гоняться сломя голову за журавлем в небе, а покрепче сжимать синицу в руках, пока и та не упорхнула. Что ж, совет неплох, да только следуя ему, вряд ли чего добьешься.

Впрочем, гаданий, связанных с водой, и без Таро хватает. Простонародный способ гидромантики доступен всем и каждому, нужно лишь запастись свечой и емкостью с водой. Расплавленный воск, капающий с зажженной свечи в воду, принимает порой самые неожиданные формы, давая богатейшую пищу для разгула суеверной фантазии. Эстетические натуры могут использовать вместо свечи розу: причудливые узоры, образующиеся на поверхности воды из ее лепестков, тоже кое-чего стоят. Наконец, существует еще древний метод славянских колдунов — мельников. Гадание при посредстве мельничного колеса красочно описано в «Князе Серебряном» А.К. Толстого, «Огнем и мечом» Г. Сенкевича и других исторических романах.

В геральдике вода повсеместно изображалась в виде волнистой голубой (иногда белой) линии, хотя в XVIII—XIX веках в Европе, в том числе и в России, была довольно популярна и другая эмблема, на которой вода струится из опрокинутого кувшина. Именно ее мы и видим сейчас в историческом гербе Воронежа. Более богатую по содержанию эмблему содержит герб Великого Устюга: здесь в зеленом поле запечатлен то ли Нептун, то ли абстрактный Владыка вод, мирно отдыхающий на берегу водоема и выливающий в него реки из двух красных кувшинов.

Реки в геральдике нередко предстают и в виде широкой волнистой полосы, пересекающей щит герба в любом направлении. Примером тому могут служить гербы многих российских городов: Борисо- глебска, Поречья, Перемышля, Тарусы, Юхнова, Ейска, Жиздры и т.д.

В современной государственной геральдике волнистая эмблема воды, указывающая на прибрежное или островное положение данного государства, присутствует в гербах Бахрейна, Бангладеш, Западного Самоа, Катара, Кувейта, Мозамбика, Никарагуа, Сейшельских островов, Сьерра-Леоне, Суринама, Танзании, Уганды, Уругвая и других государств.

В современной промышленной эмблематике не только вода, но и многие другие жидкости чаще всего маркируются значком в виде капли.


В финансовой сфере важнейшее значение имеет водяной знак, служащий главным средством защиты денежной купюры от подделки.

По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк

Рекомендованные статьи