Агнец как символ и знак

Латинское слово «agnus» означает «ягненок» или «барашек». Агнец — воспринятый и пополненный христианством древний символ жертвенности и искупления, чистоты и невинности, доброты и кротости, терпения и смирения, непротивления злу и безропотного страдания.

В религии народов Ближнего Востока агнец выступает как жертвенное животное. Таковым он предстает и в Ветхом Завете. В рассказе о жертвоприношении Авраама овен, то есть тот же агнец, заменяет собою Исаака, уже связанного и приготовленного для принесения в жертву Богу неумолимым отцом.

С эпохи ветхозаветного Исхода кровь пасхального агнца рассматривалась как эмблема спасения иудейского народа, а библейские пророки именовали грядущего мессию, призванного спасти человечество, Агнцем. Этим долгожданным Мессией явился Христос, поэтому в Новом Завете агнец символизирует Христа как искупительную жертву за грехи мира.

В христианской традиции, где в роли жертвы выступает сам Божий Сын, другие жертвы, казалось бы, становятся излишними и ненужными. Однако влияние язычества сказывается еще длительное время, и под алтарями возводимых церквей нередко зарывали ягнят в качестве строительной жертвы, чтобы стены храма Божьего стояли крепко и не обрушились.

Символом искупительной жертвы агнец выступает не только в христианстве, но и в исламе. У мусульман до сих пор существует религиозный обычай закалывать жертвенных ягнят во время празднования Рамадана.

В раннехристианской иконографии Христа часто изображали в облике агнца. Вариантов таких изображений великое множество. Христос-Агнец предстает то с крестом, то с книгой или с хоругвью. Иногда Божественный Агнец наделен семью рогами или семью глазами, что символизировало семь Божьих духов. Спаситель выступает и в роли Пастыря с агнцем на плечах. Двенадцать апостолов тоже изображали в виде агнцев, восседающих вокруг Агнца Божия.

Кроткое невинное существо сопутствует и некоторым христианским святым. В образе ягненка с крестообразным нимбом над головой, возлежащего на руках у Иоанна Крестителя, нетрудно угадать все того же Божьего Агнца. Страдающему от жажды римскому папе Клименту (конец I в. н.э.) агнец указывает водный источник, скрытый в недрах скалы. Белый агнец, свернувшись, лежит и у ног св. Агнессы. Атрибутом Агнессы, казненной во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (284—305), агнец стал, по-видимому, только по праву тезки.

В христианской эмблематике каждое изображение агнца таит в себе глубокий символический смысл. Так, агнец с крестом или крестообразным нимбом олицетворяет страдание и смерть, с книгой или на книге — божественное откровение и Евангелие, с хоругвью Воскресения — воскресение Христа и победу христианства над язычеством. При этом слова «Agnus Dei» (Агнец Божий), начертанные на кресте, на знамени или внутри нимба, не позволяют усомниться в том, что данная эмблема является именно аллегорией Христа.

Чрезвычайно популярная в Средние века эмблема божественного агнца украшала церковные фрески и утварь, вытаскивалась на католической и лютеранской гостии. Выточенная из слоновой кости, она увенчивала рукоять епископского посоха.

Тяготение к церковной эмблеме испытывали не только духовные, но и светские властители. В 1429 году герцог Бургундии Филипп Добрый в ознаменование своего бракосочетания с Изабеллой Португальской основал рыцарский орден Золотого Руна. Одеяние двадцати трех кавалеров ордена состояло из алого талара с белой подкладкой, винно-красного плаща с богатой вышивкой и белых башмаков с красными каблуками. На груди у них красовалась толстая золотая цепь с медальоном в виде барашка (агнца).

Орденская эмблема несла на себе двойную символику. С одной стороны, агнец символизировал смирение, подобавшее рыцарям ордена, но с другой стороны, барашек намекал на богатство производящих шерсть Нидерландов, находившихся в ту пору под властью бургундских герцогов.
В средневековой геральдике наибольшее применение нашла эмблема пасхального агнца с хоругвью Воскресения, вошедшая в гербы многих городов Западной Европы. Отразилась она и в родовых гербах некоторых российских дворян (например в гербе Урусовых).

В изобразительном искусстве Средневековья и Ренессанса нравственные качества, приписываемые агнцу, сделали его атрибутом аллегорических фигур Невинности, Кротости, Терпения и Смирения, воплощенных в образе молодых женщин.

Рекомендованные статьи