Солнце как символ

Солнце, источник жизни на нашей пла­нете, по праву занимает первое место в ряду природных символов. Все самое важ­ное и значительное связывалось у многих народов мира с Солнцем. Североамери­канские индейцы почитали наше светило как Великого Духа, буддисты сравнивали его свет со светом Будды, в даосизме оно олицетворяло принцип «ян», а христиане видели в нем самого Бога Отца. Что же ка­сается Иисуса Христа, то его нередко называли «Солнцем правды».

Символику солнца, исключительно положительную, рассматривают обычно с двух точек зрения. Как источник тепла, солнце символизирует жизненную силу, божественную созидательную энергию, вечную молодость и страсть, а в качестве источника света оно представляет исти­ну, знание и интеллект.

В мифологии большинства народов Земли Солнце выступает символом муж­ского начала, а Луна — женского. Пред­ставления о небесной чете, в которой Солнце играет роль мужа, а Луна — жены, характерно для многих народов, стоящих на низших ступенях общественного раз­вития.

Во многих традициях Солнце, почи­тавшееся как Владыка дня, олицетворяло божественное всевидящее око. Персы считали Солнце глазом Митры, Агни или Ахурамазды; индийцы — оком Варуны; скандинавы — Вотана (Одина); греки — Зевса; римляне — Юпитера; мусульма­не — Аллаха. Придерживались тех же взглядов и наши далекие предки. Славяне называли Солнце всевидящим оком, зор­ко следящим за справедливым соблюде­нием законов и нравственностью людей.

Древние, обожествлявшие наше свети­ло и обоснованно считавшие его подате­лем всяческих благ, настолько привыкли к жизни под солнцем, что такое безобид­ное, хотя и редкое природное явление, как солнечное затмение, приводило их в не­описуемый ужас. Перепуганным людям казалось, что затмение солнца предвещает ужасные беды, а то и вселенскую катастро­фу, грядущий конец света. Неудивительно поэтому, что затмение стало символом не­счастья и самым дурным предзнаменова­нием.

Причину солнечных затмений разные народы объясняли по-разному, однако чаще всего винили в них какое-либо чудо­вище, проглотившее солнце. Индейцы- караибы видели в этом проделки демона Мабойа, ненавистника всякого света; ин­дусы — демона Раху; монголы — Арахо; другие народы возлагали ответственность на чудовищного пса, ягуара или дракона. Кстати, изображение солнца в пасти драт кона — старинный символ для обозначе­ния затмений в календарях.

Боясь навсегда лишиться дневного светила, древние изобрели весьма ориги­нальный способ борьбы с мифическим чудовищем, атакующим солнце. Как только на его диск начинала наползать зловещая тень, они поднимали несусвет­ный шум и гвалт, надеясь напугать небес­ного хищника и заставить его отказаться от своих плотоядных намерений. Для пу­щего эффекта перуанцы стреляли вверх и нещадно стегали собак, чтобы те подняли ужасающий вой; индейцы кричали, пля­сали и пускали в небо стрелы; монголы с воодушевлением дудели в трубы и с остер­венением рвали струны музыкальных ин­струментов, создавая дикую какофонию; и даже мудрые китайцы трезвонили коло­кольчиками и оглушительно били в гон­ги, уснащая это действо специально заго­товленными для такого случая молитва­ми. Разумеется, никакое чудовище не устоит перед подобным натиском, и ког­да затмение кончалось, люди празднова­ли свою победу и спасение солнца.

В религии древних народов божества Солнца пользовались особым почетом: Пушан и Сурья у арийцев, Аполлон и Ге- лиос у греков, Даждьбог и Ярило у славян, Соль у римлян, Митра у персов, Аринна у хеттов, Тане у полинезийцев, Аматэрасу у японцев, Бочика у индейцев чибча и т.д.; а некоторые из них, такие, как Амон-Ра в Египте или Шамаш в Вавилонии, даже за­нимали главное место в пантеоне. Зачас­тую боги Солнца выступали сразу в не­скольких ипостасях. Так, в Древнем Егип­те бог-скарабей Керпи олицетворял восхо­дящее солнце, Гор — дневное, Ра — солн­це в зените, а Осирис — заходящее солнце.

Имя славянского Даждьбога означает «дающий бог», «податель всех благ». Наши предки верили, что Даждьбог каж­дый день разъезжает по небу на чудесной колеснице, запряженной прекрасными златогривыми конями, а вечером пересе­кает Океан-море на ладье, ведомой гуся­ми-лебедями. В отличие от него Яри­ло — яростный, страстный бог, являв­шийся олицетворением жгучего солнца.

Да, не все божества солнца — добрые. В верованиях славян можно встретить Полудницу — мифическое существо, персонификацию солнечного удара. По- лудница, представляемая либо в облике девушки в ослепительно-белой длинной рубахе, либо в образе страшной, косматой старухи, наказывала солнечным ударом тех, кто, не соблюдая обычая отдыхать в жаркий полдень, продолжал работать в поле.

Однако самыми жестокими богами обзавелись ацтеки. Один из них, мрач­ный Тецкатлипока, являлся олицетворе­нием солнца как жгучего и губительного начала, требовавший кровавых человечес­ких жертв. Не менее кровожадным нра­вом отличался и Тонатиу, изображавший­ся в виде краснолицего юноши с пламен­ными волосами и с солнечным диском за спиной. Индейцы верили, что для под­держания его сил и сохранения молодос­ти Тонатиу должен каждый день получать свежую жертвенную кровь.

В изобразительном искусстве аллего­рическая фигура Истины предстает с сол­нцем в руках на том основании, что в его свете все проясняется. Что же касается са­мого солнца, то его изображения насчи­тывали множество различных вариаций. В иконографии солнце выступает в виде золотого диска (иногда — с человеческим лицом); в виде диска с лучами и крылья­ми или полудиска с лучами. Солнце мог­ли символизировать металлы — золото или бронза; цвета — желтый и красный; самоцветы — алмаз, топаз и рубин; жи­вотные — лев, баран, бык и оперенная змея; птицы — феникс, орел, сокол и пе­тух; цветы — лотос, хризантема и подсол­нечник; а также — звезда, спираль, коль­цо, колесо, сердце, розетка, свастика и солнцеобразная христограмма — символ всепросвещающей силы Христа.

В астрологии Солнце изображалось в виде круга с точкой в центре, что символи­зировало самопознание. В соответствии с таблицей планетных часов, составленной еще шумерскими жрецами-астрологами, Солнцу принадлежало воскресенье, так как оно «управляло» первым часом этого

Астрологи, полагавшие, что все в природе подчине­но мистическому закону симпатий и антипатий, приписывали Солнцу самое благотворное влияние на человека, дающее ему воз­вышенность мыслей и наде­ляющее талантами в сфере различных искусств. Они же создали галерею планетных типов и их физиологических портретов, в которой Солнцу отводилось весьма почетное мес­то. Оказывается, наше светило придает мужчине, имеющему счастье находиться под его покровительством, гордый, энер­гичный и надменный характер, средний рост и хорошо сложенную фигуру. Если же подопечная — женщина, то Солнце наградит ее идеальным характером и большим влиянием на окружающих.

В алхимии, как уже говорилось, Солнце символизировало золото или бронзу. Кроме того, в алхимической сим­волике фигурировало еще «Черное Солн­це» — аллегория необработанного, пер­вичного состояния вещества.

В голубом масонстве солнце символи­зировало истину, мужество и правосудие.

Мантика, располагающая среди про­чих аксессуаров пакетом Таро, может предложить нам для рассмотрения соот­ветствующую карту из Старших Арканов, за номером XIX. Эта карта изображает солнце, проливающее благодатный свет на двух взявшихся за руки детей (или, как вариант, на влюбленных) и согревающее их своими лучами. В Таро Солнце сим­волизирует осуществление мечты и ис­полнение всех желаний, славу, любовь, бо­гатство, ясность цели, состояние пол­ной благодати и счастья. Таким образом, выпавшая карта «Солнце» знаменует со­бой наступление счастливого периода в жизни, когда мечты и надежды начинают воплощаться в реальность. Единствен­ное, что требуется от человека, — не упус­тить свой счастливый шанс, активно дей­ствуя в заранее выбранном направлении.

В геральдике солнце, символизирую­щее обычно богатство, изобилие, изобра­жается по-разному и разными цветами. Со времен Средневековья широкое распрост­ранение получило изображение солнца в виде круга с человеческим лицом в ореоле перемежающихся прямых и извилистых лучей. В таком виде оно и сохранилось до наших дней в гербах Аргентины, Боливии, Уругвая, Шри-Ланки и Эквадора.

Восходящее солнце, символизирую­щее в современной геральдике прогрес­сивное развитие государства, изобража­ется в виде диска в основании гербового щита с поднимающимися вверх лучами. Восходящее солнце закреплено в гербах Анголы, Афганистана, Багам, Коста- Рики, Котд’Ивуара, Кубы, Либерии, Ма­лави, Мали, Марокко, Мозамбика, Мон­голии, ОАЕ, Панамы, Уругвая, Чада и Центрально-Африканской Республики. До недавнего времени такое же солнце сияло в гербах СССР и его союзных рес­публик, символизируя источник силы и могущества Советского государства, те­перь, увы, утраченный.

Солнце в виде полного диска, распо­ложенное в центре или верхней половине геральдического поля, называется полу­денным и символизирует совершенство, свободу и расцвет государства. Полуден­ное солнце запечатлено в гербах и на фла­гах Аргентины, Боливии, Гондураса, Джибути, Мальты, Нигера, Уганды, Эква­дора, Эфиопии и Японии.

Что касается заходящего солнца, рас­положенного в верхнем углу гербового щита и испускающего лучи сверху вниз, то в современных гербах оно не встречает­ся. В том случае, если геральдическое светило изображается без лучей, оно на­зывается солнцем в затмении.

Классический цвет солнца в геральди­ке — золотой. Если же на гербах или фла­гах оно окрашено в другой цвет, то перед нами — тень солнца. Чаще всего тень сол­нца — красного цвета, как у Бангладеша, Гренландии, Кубы, Малави, ОАЕ, Чада и Японии, но иногда она представлена и иным цветом. Так, у Афганистана гераль­дическое солнце белого цвета, у Нигера — оранжевого, у Индии — голубого, а у Ан­голы оно даже бледно-розовое с черными лучами, что, естественно, никак не впи­сывается в геральдические каноны.

В эмблематике солнце — олицетво­рение королевского величия и имперского блеска^Солнце было эмблемой властного

французского короля Людовика XIV, ко­торого льстивые придворные так и вели­чали: «Король-Солнце». В Китае оно стало основой для императорской эмбле­мы, представлявшей красный диск с трех­ногим вороном, символизировавшим три положения солнца: восход, зенит и за­кат. Японская императорская эмбле­ма — Нихон — символизировала восхо­дящее солнце, и теперь Страной восходя­щего солнца» неофициально титулуют самое государство. Испанскую колони­альную державу, имевшую обширные вла­дения в разных частях света, претенциоз­но называли «империей, над которой ни­когда не заходит солнце».

В трудах гуманистов солнце также оставило весьма яркий след, став симво­лом справедливого общественного уст­ройства. Это относится прежде всего к романам-утопиям «Город Солнца» Кампанеллы и «Государства и империи Солн­ца» Сирано де Бержерака.

По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк

Рекомендованные статьи