Солнце, источник жизни на нашей планете, по праву занимает первое место в ряду природных символов. Все самое важное и значительное связывалось у многих народов мира с Солнцем. Североамериканские индейцы почитали наше светило как Великого Духа, буддисты сравнивали его свет со светом Будды, в даосизме оно олицетворяло принцип «ян», а христиане видели в нем самого Бога Отца. Что же касается Иисуса Христа, то его нередко называли «Солнцем правды».
Символику солнца, исключительно положительную, рассматривают обычно с двух точек зрения. Как источник тепла, солнце символизирует жизненную силу, божественную созидательную энергию, вечную молодость и страсть, а в качестве источника света оно представляет истину, знание и интеллект.
В мифологии большинства народов Земли Солнце выступает символом мужского начала, а Луна — женского. Представления о небесной чете, в которой Солнце играет роль мужа, а Луна — жены, характерно для многих народов, стоящих на низших ступенях общественного развития.
Во многих традициях Солнце, почитавшееся как Владыка дня, олицетворяло божественное всевидящее око. Персы считали Солнце глазом Митры, Агни или Ахурамазды; индийцы — оком Варуны; скандинавы — Вотана (Одина); греки — Зевса; римляне — Юпитера; мусульмане — Аллаха. Придерживались тех же взглядов и наши далекие предки. Славяне называли Солнце всевидящим оком, зорко следящим за справедливым соблюдением законов и нравственностью людей.
Древние, обожествлявшие наше светило и обоснованно считавшие его подателем всяческих благ, настолько привыкли к жизни под солнцем, что такое безобидное, хотя и редкое природное явление, как солнечное затмение, приводило их в неописуемый ужас. Перепуганным людям казалось, что затмение солнца предвещает ужасные беды, а то и вселенскую катастрофу, грядущий конец света. Неудивительно поэтому, что затмение стало символом несчастья и самым дурным предзнаменованием.
Причину солнечных затмений разные народы объясняли по-разному, однако чаще всего винили в них какое-либо чудовище, проглотившее солнце. Индейцы- караибы видели в этом проделки демона Мабойа, ненавистника всякого света; индусы — демона Раху; монголы — Арахо; другие народы возлагали ответственность на чудовищного пса, ягуара или дракона. Кстати, изображение солнца в пасти драт кона — старинный символ для обозначения затмений в календарях.
Боясь навсегда лишиться дневного светила, древние изобрели весьма оригинальный способ борьбы с мифическим чудовищем, атакующим солнце. Как только на его диск начинала наползать зловещая тень, они поднимали несусветный шум и гвалт, надеясь напугать небесного хищника и заставить его отказаться от своих плотоядных намерений. Для пущего эффекта перуанцы стреляли вверх и нещадно стегали собак, чтобы те подняли ужасающий вой; индейцы кричали, плясали и пускали в небо стрелы; монголы с воодушевлением дудели в трубы и с остервенением рвали струны музыкальных инструментов, создавая дикую какофонию; и даже мудрые китайцы трезвонили колокольчиками и оглушительно били в гонги, уснащая это действо специально заготовленными для такого случая молитвами. Разумеется, никакое чудовище не устоит перед подобным натиском, и когда затмение кончалось, люди праздновали свою победу и спасение солнца.
В религии древних народов божества Солнца пользовались особым почетом: Пушан и Сурья у арийцев, Аполлон и Ге- лиос у греков, Даждьбог и Ярило у славян, Соль у римлян, Митра у персов, Аринна у хеттов, Тане у полинезийцев, Аматэрасу у японцев, Бочика у индейцев чибча и т.д.; а некоторые из них, такие, как Амон-Ра в Египте или Шамаш в Вавилонии, даже занимали главное место в пантеоне. Зачастую боги Солнца выступали сразу в нескольких ипостасях. Так, в Древнем Египте бог-скарабей Керпи олицетворял восходящее солнце, Гор — дневное, Ра — солнце в зените, а Осирис — заходящее солнце.
Имя славянского Даждьбога означает «дающий бог», «податель всех благ». Наши предки верили, что Даждьбог каждый день разъезжает по небу на чудесной колеснице, запряженной прекрасными златогривыми конями, а вечером пересекает Океан-море на ладье, ведомой гусями-лебедями. В отличие от него Ярило — яростный, страстный бог, являвшийся олицетворением жгучего солнца.
Да, не все божества солнца — добрые. В верованиях славян можно встретить Полудницу — мифическое существо, персонификацию солнечного удара. По- лудница, представляемая либо в облике девушки в ослепительно-белой длинной рубахе, либо в образе страшной, косматой старухи, наказывала солнечным ударом тех, кто, не соблюдая обычая отдыхать в жаркий полдень, продолжал работать в поле.
Однако самыми жестокими богами обзавелись ацтеки. Один из них, мрачный Тецкатлипока, являлся олицетворением солнца как жгучего и губительного начала, требовавший кровавых человеческих жертв. Не менее кровожадным нравом отличался и Тонатиу, изображавшийся в виде краснолицего юноши с пламенными волосами и с солнечным диском за спиной. Индейцы верили, что для поддержания его сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать свежую жертвенную кровь.
В изобразительном искусстве аллегорическая фигура Истины предстает с солнцем в руках на том основании, что в его свете все проясняется. Что же касается самого солнца, то его изображения насчитывали множество различных вариаций. В иконографии солнце выступает в виде золотого диска (иногда — с человеческим лицом); в виде диска с лучами и крыльями или полудиска с лучами. Солнце могли символизировать металлы — золото или бронза; цвета — желтый и красный; самоцветы — алмаз, топаз и рубин; животные — лев, баран, бык и оперенная змея; птицы — феникс, орел, сокол и петух; цветы — лотос, хризантема и подсолнечник; а также — звезда, спираль, кольцо, колесо, сердце, розетка, свастика и солнцеобразная христограмма — символ всепросвещающей силы Христа.
В астрологии Солнце изображалось в виде круга с точкой в центре, что символизировало самопознание. В соответствии с таблицей планетных часов, составленной еще шумерскими жрецами-астрологами, Солнцу принадлежало воскресенье, так как оно «управляло» первым часом этого
Астрологи, полагавшие, что все в природе подчинено мистическому закону симпатий и антипатий, приписывали Солнцу самое благотворное влияние на человека, дающее ему возвышенность мыслей и наделяющее талантами в сфере различных искусств. Они же создали галерею планетных типов и их физиологических портретов, в которой Солнцу отводилось весьма почетное место. Оказывается, наше светило придает мужчине, имеющему счастье находиться под его покровительством, гордый, энергичный и надменный характер, средний рост и хорошо сложенную фигуру. Если же подопечная — женщина, то Солнце наградит ее идеальным характером и большим влиянием на окружающих.
В алхимии, как уже говорилось, Солнце символизировало золото или бронзу. Кроме того, в алхимической символике фигурировало еще «Черное Солнце» — аллегория необработанного, первичного состояния вещества.
В голубом масонстве солнце символизировало истину, мужество и правосудие.
Мантика, располагающая среди прочих аксессуаров пакетом Таро, может предложить нам для рассмотрения соответствующую карту из Старших Арканов, за номером XIX. Эта карта изображает солнце, проливающее благодатный свет на двух взявшихся за руки детей (или, как вариант, на влюбленных) и согревающее их своими лучами. В Таро Солнце символизирует осуществление мечты и исполнение всех желаний, славу, любовь, богатство, ясность цели, состояние полной благодати и счастья. Таким образом, выпавшая карта «Солнце» знаменует собой наступление счастливого периода в жизни, когда мечты и надежды начинают воплощаться в реальность. Единственное, что требуется от человека, — не упустить свой счастливый шанс, активно действуя в заранее выбранном направлении.
В геральдике солнце, символизирующее обычно богатство, изобилие, изображается по-разному и разными цветами. Со времен Средневековья широкое распространение получило изображение солнца в виде круга с человеческим лицом в ореоле перемежающихся прямых и извилистых лучей. В таком виде оно и сохранилось до наших дней в гербах Аргентины, Боливии, Уругвая, Шри-Ланки и Эквадора.
Восходящее солнце, символизирующее в современной геральдике прогрессивное развитие государства, изображается в виде диска в основании гербового щита с поднимающимися вверх лучами. Восходящее солнце закреплено в гербах Анголы, Афганистана, Багам, Коста- Рики, Котд’Ивуара, Кубы, Либерии, Малави, Мали, Марокко, Мозамбика, Монголии, ОАЕ, Панамы, Уругвая, Чада и Центрально-Африканской Республики. До недавнего времени такое же солнце сияло в гербах СССР и его союзных республик, символизируя источник силы и могущества Советского государства, теперь, увы, утраченный.
Солнце в виде полного диска, расположенное в центре или верхней половине геральдического поля, называется полуденным и символизирует совершенство, свободу и расцвет государства. Полуденное солнце запечатлено в гербах и на флагах Аргентины, Боливии, Гондураса, Джибути, Мальты, Нигера, Уганды, Эквадора, Эфиопии и Японии.
Что касается заходящего солнца, расположенного в верхнем углу гербового щита и испускающего лучи сверху вниз, то в современных гербах оно не встречается. В том случае, если геральдическое светило изображается без лучей, оно называется солнцем в затмении.
Классический цвет солнца в геральдике — золотой. Если же на гербах или флагах оно окрашено в другой цвет, то перед нами — тень солнца. Чаще всего тень солнца — красного цвета, как у Бангладеша, Гренландии, Кубы, Малави, ОАЕ, Чада и Японии, но иногда она представлена и иным цветом. Так, у Афганистана геральдическое солнце белого цвета, у Нигера — оранжевого, у Индии — голубого, а у Анголы оно даже бледно-розовое с черными лучами, что, естественно, никак не вписывается в геральдические каноны.
В эмблематике солнце — олицетворение королевского величия и имперского блеска^Солнце было эмблемой властного
французского короля Людовика XIV, которого льстивые придворные так и величали: «Король-Солнце». В Китае оно стало основой для императорской эмблемы, представлявшей красный диск с трехногим вороном, символизировавшим три положения солнца: восход, зенит и закат. Японская императорская эмблема — Нихон — символизировала восходящее солнце, и теперь Страной восходящего солнца» неофициально титулуют самое государство. Испанскую колониальную державу, имевшую обширные владения в разных частях света, претенциозно называли «империей, над которой никогда не заходит солнце».
В трудах гуманистов солнце также оставило весьма яркий след, став символом справедливого общественного устройства. Это относится прежде всего к романам-утопиям «Город Солнца» Кампанеллы и «Государства и империи Солнца» Сирано де Бержерака.
По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк