Баран или овен – это древневосточный символ солнца и огня, символизирующий жизненную энергию, страсть, силу, мужество, импульсивность, настойчивость и целеустремленность.
Однако современное негативное представление об овце резко контрастирует с этой позитивной символикой. В древности овца часто рассматривалась как несамостоятельное и безобидное создание, требующее постоянной защиты, опеки и руководства. Овца стала символом духовной слепоты и беспомощности, а также аллегорией стадного поведения и психологии толпы.
С течением времени древняя солнечная эмблема овна сильно деградировала, приблизившись по значению к овце. В современной европейской символике овца ассоциируется с глупостью и трусостью, а баран – с тупым упрямством.
Овен же в мифологии предстает как священное животное многих богов Древнего мира: египетских Амона и Осириса, йеменских Ал-макаха и Талаба, индуистского Агни и римского Марса. Золотой баран, оставивший золотое руно в память о себе, атрибут греческого бога Гермеса. Тибетская «Мать всех сабдагов», колдунья с восьмьюдесятью морщинами, ездит верхом на баране, а скандинавский громовержец Тор – на бараньей упряжке.
Сами боги перевоплощались в баранов: индуистский бог войны Веретрагна, Хевиозо («Огромный Баран») у народа фон (Дагомея), Фыры Дзуар («Святой Баран») у осетин и др. Бараньий облик принимали в народном эпосе и великие герои древности: Александр Македонский, лахмидский царь Мунзир, зять Пророка – Али. Арабские поэты, описывая их подвиги, изображали аллегорически образ дикого солнечного барана, поражающего врагов рогами и копытами.
Некоторые философы также примеряли баранью шкуру: в древних китайских трактатах, посвященных Лао-Цзы, упоминается, как он обернулся черным бараном при посещении овечьего базара.
Мифологическая символика овна всегда позитивна. Однорогий баран Сечжай, ассистент первого китайского судьи Гао-Яо, является воплощением правосудия: если сам судья не мог разрешить спор, он обращался к мудрому барану, который различал виновных и невиновных. В ряде мифов овен символизирует защиту и убежище, как в случае с Реей, спасшей Посейдона от Кроноса, или Одиссеем, спасшимся от Полифема благодаря баранам.
В греческих мифах златорунная овечка Атрея и золотой баран Гермеса являются символами исключительности. Поход аргонавтов за золотым руном сравним по значимости с поисками Святого Грааля и многовековыми исканиями алхимиков за философским камнем – все они олицетворяют поиск высшего идеала и достижение сверхцели.
Народная фантазия способна породить и самые удивительные создания, как, например, златорунного барашка, описанного в книге Томаса Брауна “Ходячие суеверия” (1646). Это странное растение-животное или растительный “татарский овен”, который с удовольствием пожирают волки. Он имеет форму овна, при надломе испускает кровавый сок и продолжает жить даже тогда, когда все растения вокруг него погибают.
В мифологии овец есть свои небесные покровители. О них заботятся различные божества, такие как шумерская “Матушка-Овца” Ла-хар, римский Палее, осетинский Фальвар, адыгейский Емыш и другие. Земные пастыри также оберегают овец, готовые защитить их от любой опасности. Одним из ярких примеров является пастух Антагор, победивший самого Геракла в борьбе за овцу из своего стада.
Бараны также играют важную роль в символике. В древнеегипетской иконографии они изображались как великие боги, включая Хнума, Амона и Херишефа. Бараньи рога обладают особой символической силой, символизируя циклическое движение солнца и мудрость.
В национальном орнаменте различных народов бараньи рога олицетворяют настойчивость и целеустремленность. В религиозном искусстве Востока баран также занимает почетное место, символизируя верховную власть, могущество и богатство.
В религии древних народов как баран, так и овца выступали как угодные богам жертвенные животные, но при совершении жертвоприношений необходимо было учитывать вкусы привередливых божеств. Например, у осетин злобный дух оспы Алард предпочитал полакомиться белым барашком, в то время как у масаев громовержец Нгаи не переносил баранины и предпочитал только овец, и то лишь черных. Есть истории и о других божествах, таких как китайский водяной Эр-лан, который уплетал за один присест сотни баранов и овец любой расцветки. Не угодив таким божествам, человек рисковал привлечь на себя неприятности, вплоть до нового Потопа и болезней.
Жертвоприношения были неотъемлемой частью культа языческих религий. Однако, с развитием цивилизации, человечество пришло к монотеизму, где уже не требовались жертвы. В христианстве, например, жертва за все грехи была принесена Сыном Божиим.
В христианской символике и овцы, и бараны, и пастыри занимают своё место. Овца олицетворяет паству, которая нуждается в мудром руководстве. Овца, покорно следующая пути спасения, символизирует верующих, в то время как “заблудшая овца” может ассоциироваться с невольным грешником, а “черная овца” с закоренелым грешником.
Духовные пастыри в христианстве призваны направлять и оберегать стадо от опасностей. Их плечи носят символическую овцу, а митры — знак пастыря. Важную роль в охране стада играют и доминиканцы, изображаемые как псы Господни. Баран также играет важную роль в христианской символике, иногда его образ присваивается Иисусу Христу.
Астрологически овен – это первый знак зодиака, символизирующий начало природного цикла и весну. Люди, рожденные под этим знаком, обладают лидерскими качествами, характерными для барана: отвагой, стремительностью, воинственностью. Однако, им также присущи и недостатки, такие как упрямство и гордыня.
Скапулимантия – это один из древнейших способов гадания, который использует баранью лопатку. Гадание сводится к анализу трещин и пятен на лопатке, предсказывая судьбу человека.
Средневековая эмблематика ордена Золотого Руна, учрежденного герцогом Бургундии Филиппом Добрым в 1429 году, приобрела необычайную популярность. На знаке ордена изображался подвешенный на цепи золотой барашек, над которым венчался золотой кремень с алыми пламенем и девизом на синей эмали: «Награда не уступает подвигу». Эта эмблема стала высшим знаком монаршей милости, и кавалерами ордена становились только высокопоставленные особы.
В наше время эмблема бараньей головы стала знаком высшего качества на торговых марках товаров не только во многих странах Азии, но и в других частях мира. Например, красная баранья голова на эмблеме американской автомобильной марки «Додж» может иметь аналогичное значение.
В геральдике, эмблема овцы, барана или бараньей головы указывает на регионы с развитым овцеводством. Например, белая овца включена в герб Фолклендских островов, а белый златорогий баран является государственной эмблемой Фарерских островов. Голова барана также изображена в гербе Евпатории. В родовых гербах русских дворян, таких как Барановых, Баранецких, Баранских и Барановских, изображение барана несет “говорящий” характер, указывая на происхождение от рода, связанного с этим животным.
Современный бытовой фольклор относится к баранам и овцам с негативом. Вместо того чтобы видеть в овне символ силы и решительности, мы часто используем его образ как выражение тупости и упрямства. Например, выражения типа “смотреть бараньими глазами” или “прет, как баран” подчеркивают недостатки или невежество.
Овца же ассоциируется с трусостью и глупостью. Выражения вроде “позаимствовать у овцы храбрости” или “молодец против овец, а против молодца — и сам овца” указывают на отсутствие мужества и силы в решениях. Даже ее блеяние часто ассоциируется с бессмысленным бормотанием.
“Паршивая овца” стала символом вредного элемента, способного портить обстановку. Однако, даже из такой “паршивой овцы” можно извлечь некоторую пользу, что подчеркивается выражением “с паршивой овцы — хоть шерсти клок”.
Метафора “рядиться в овечью шкуру” показывает, как мы можем скрывать свои истинные намерения под маской скромности и миролюбия. Таким образом, в современном фольклоре бараны и овцы стали символами негативных качеств, вместо того чтобы быть символами силы и мудрости.