Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве различных народов мира. Его образ, вызывающий у одних страх и отвращение, у других – восхищение и уважение, на протяжении веков привлекал внимание людей.
С одной стороны, паук ассоциируется с тёмными силами, коварством и обманом. Его восьминогие лапы и способность плести сложные сети рождают ассоциации с паутиной судьбы, в которую могут попасть неосторожные люди. С другой стороны, паук – символ творчества, созидания и мастерства. Его способность создавать из тончайших нитей прочные и изящные узоры вызывает восхищение и ассоциируется с искусством и ремеслом.
Паук в христианской Европе — зловещий символ алчности, кровожадности, хитрости и дьявольского коварства.
Такое несправедливое отношение к полезному существу можно объяснить только ненавистью христианства ко всему языческому, так как у древних народов Азии, Африки, Америки, Австралии, Океании, т.е. практически повсеместно, паук олицетворял мудрость, созидание, богатство и удачу, а спускающийся сверху на паутине рассматривался как чудесная эмблема божественных даров.
В мифологии этих народов паук — лунный и женский знак, спутник богинь Луны, а иногда и демиург, устроитель Вселенной, как в древнеиндийских мифах. Ту же роль демиурга микронезийцы островов Гилберта отвели своему главному божеству На-Реау («Господин Паук»).
Воплощением земной мудрости и божественных сил творения выглядит в мифах хопи Кокиянгвуши («Паучиха») — первое земное существо, созданное творцом мира Тайовой для заселения планеты.
В мифах североамериканских индейцев легендарный Человек-паук связывает воедино Землю и Небо своими прочными невидимыми нитями. Индейцы почитали паука и как подателя дождя, и как защитника от штормов.
Символика творчества подчеркивается и в широко известном древнегреческом мифе о лидийской искуснице Арахне, превращенной завистливой Афиной в паука. В изобразительном искусстве миф об Арахне проиллюстрировали на своих бессмертных полотнах такие непревзойденные мастера живописи, как Рубенс, Тинторетто, Веронезе и Веласкес.
Во всех религиях, за исключением христианства, паук выглядит как полезное или даже божественное создание. У мусульман есть предание о том, как паук спас пророка Мухаммеда. Однажды Мухаммед, преследуемый врагами, спрятался от них в темную пещеру. Достигнув пещеры, убийцы хотели было ее обыскать, но, заметив у входа в нее нетронутую паутину, решили, что там никого нет, и поспешили дальше. С тех пор мусульмане почитают паука как божественное существо, убивать которое — тяжкий грех.
Любопытно, что точно такую же историю итальянцы рассказывают о святом Феликсе, японцы — о легендарном герое Иороитомо, а христиане — о чудесном спасении Святого Семейства. Однако лишь последние и проявили по отношению к пауку чудовищную неблагодарность, сделав его отвратительным символом алчности, кровожадности, нечистых побуждений и олицетворением самого Сатаны, со злобным коварством расставляющего свои паучьи сети греховных соблазнов для уловления наивных человеческих душ. Впрочем, некоторая негативная оценка паутины звучит и в индуизме, где она является аллегорией «майя» — хрупкости, иллюзорности и предопределенности земного бытия.
В христианской иконографии паук в чаше св. Норберта служит аллегорией отравленного питья. Этот сюжет иллюстрирует церковное предание о том, как немецкий проповедник Норберт выпил отравленное вино, предназначавшееся для его причащения, но благодаря своей фанатичной вере остался невредим.
В черной магии, по мнению европейских инквизиторов, пауки в совокупности с другими дьявольскими ингредиентами использовались для составления различных колдовских снадобий. Согласно средневековым поверьям, английские ведьмы, наловив множество пауков, могли с их помощью повелевать бурями и штормами.