Цветы как символ и знак

Цветы символизируют мир, красоту и совершенство; юность, весну и расцвет; нежность, любовь и гармонию.

цветы символ

Но, увы, век земной юности и красоты недолог, поэтому увядший цветок навевает печальные ассоциации с отжившими чувствами и блеклой старостью, заставляя задуматься о кратковременности человеческого бытия.

Биологический цикл жизни цветов олицетворяет три ипостаси времени:

  • о прошлом напоминают полностью распустившиеся и осыпавшиеся цветы;
  • настоящее выражают цветы в полном цвету;
  • будущее принадлежит свежим зеленым бутонам — зародышам новой жизни.

В икебане, японском символическом искусстве составления букетов, различные цветочные композиции передают времена года. Каждому сезону соответствуют здесь свои цветы: весне — пионы, лету — лотосы, осени — хризантемы, а зиме — веточки сливы.

В мифологии цветы символически связаны с красотой, любовью и смертью. Греческие мифы рассказывают об их происхождении следующее. Прекрасный фригийский юноша Аттис, любимец Великой Матери Кибелы, был верным стражем ее храма до тех пор, пока не увлекся одной очаровательной нимфой. Разгневанная богиня безжалостно расправилась с влюбленными: она погубила нимфу и наслала безумие на Аттиса. Помешавшийся от горя юноша оскопил себя и умер, но из каждой капли его крови вырос цветок.

Множество красивых мифов и легенд о происхождении того или иного цветка сплавили воедино мотивы любви и смерти. Богиня красоты Афродита горько оплакивала своего возлюбленного Адониса, погибшего от клыков разъяренного кабана. Кровь, сочившаяся из ран умирающего, загустевая, превращалась в кроваво-красные розы, а там, куда капали слезы безутешной красавицы-богини, выросли голубые, как ее глаза, анемоны.

Причиной смерти других мифических героев явилась безответная любовь. Нимфа Клития, отвергнутая лучезарным богом солнца Гелиосом, не могла оторвать от любимого глаз, и в конце концов превратилась в гелиотроп — цветок, чей венчик всегда поворачивается вслед за скользящим по небосклону солнцем. Обворожительный юноша Нарцисс, пожирая взглядом собственное отражение в зеркальной глади пруда, умер от неразделенной любви к себе самому. Столь нелепая смерть дала жизнь одноименному цветку и новому значению в человеческой символике, так как «нарциссом» стали называть самовлюбленного эгоиста.

Славянские мифы объясняют происхождение двуцветного цветка иван-да-марья кровосмесительной любовью между братом и сестрой, закончившейся смертью обоих. В этом странном цветке наши предки разглядели также диалектическое единство и борьбу двух противоположных стихий, где желтый цветок символизировал огонь, а синий — воду.

Хозяйками цветов в мифах выступают, конечно же, прекрасные богини любви и красоты (римская Флора, греческая Афродита, финикийская Астарта, ацтекская Шочикецаль и т.д.) или юные девы-волшебницы, в чьей власти наделить цветы тончайшим ароматом, либо наоборот, лишить их привлекательного запаха и вида (восточнороманские дрэгайки, румынские Флоаря Флоарилор — «Цветок Цветков» и Фрумоаса Лумии — «Краса Мира» и др.). Все эти красавицы увешаны с ног до головы букетиками, гирляндами и венками из цветов.

Современные красавицы оценят не только классические цветочные букеты, но и необычные, из сладостей. Заказать букет из конфет в качестве знака восхищения нынче очень просто.

В цветочном раю беззаботно живет маленький счастливый народец эльфов и фей. Малютки питаются цветочной пыльцой и соком, ночуют в чашечках цветов. Дюймовочка, маленькая девочка, живущая внутри цветка, — вовсе не выдумка замечательного сказочника Ганса-Христиана Андерсена. В существование подобных крошечных антропоморфных созданий верили не только скандинавы и кельты, но и многие другие народы мира.

У индонезийцев, например, есть миф о малышке Хаинувеле, обитавшей в цветке кокосового ореха, а грузинам известна история о маленькой дочке «Властелина полей», гулявшей по цветам.

Фантастические цветы расцветают в мифологии пышным цветом. Магический Красный цветок, персонификация огня у индейцев, дает человеку силу и власть. Огненный цветок папоротника из славянских преданий, распускающийся только в ночь на Ивана Купалу, указывает на спрятанные в земле клады. В шумерском эпосе упоминается цветок вечной молодости, с трудом добытый героем Гильгамешем и похищенный коварной змеей, получившей возможность омолаживаться, сбрасывая старую кожу. В индийских мифах стрелы бога Камы — не что иное, как волшебные цветы, несущие людям любовь, радость и счастье. Чудесные благоухающие цветы украшают райские сады, а в китайском и индийском раю даже тучи проливаются цветочным дождем. Цветы есть даже в печальном царстве мрачного Аида, но на темных полях, где бродят, жалобно стеная, призрачные тени умерших, растут только мертвенно-бледные асфоделии, и не радость они выражают, а бесконечную скорбь.

В религиях Востока цветы символизируют духовный расцвет и совершенство, а в христианстве они главным образом подчеркивают непорочность Богоматери и святых дев-великомучениц. Цветы повсеместно присутствуют как в веселых праздниках, так и в скорбных ритуалах. Во время свадебных обрядов цветы знаменуют собой радость и начало новой жизни, на похоронах — печаль траура и надежду на возрождение.

В изобразительном искусстве Ренессанса пышные букеты принадлежат не только богине цветов Флоре, но и богине утренней зари Авроре, на том основании, что чашечки цветов раскрываются именно на рассвете.

Цветы — красочный атрибут нескольких аллегорических фигур:

  • Весны, как времени их рождения; Обоняния, упивающегося сладостным ароматом цветов;
  • Надежды, ожидающей появления плодов по завершении периода цветения.
  • В аллегорическом натюрморте, изображающем картины «мертвой природы», цветы служат печальным напоминанием о скоротечности жизни и бренности всего сущего.


В геральдике каждый цветок, наделенный своей собственной символикой, олицетворяет, кроме того, какую-либо нацию. Национальной эмблемой Франции является лилия, Англии — роза, Голландии — тюльпан, Японии — хризантема и т.д. С этой точки зрения весьма показателен герб г. Монреаля (Канада), где соединились сразу четыре цветка: лилия, роза, чертополох и трилистник. Данные эмблемы означают, что население города составили представители четырех народов: французы, англичане, шотландцы и ирландцы, а крест в центре герба свидетельствует о том, что все они — христиане.

В классической геральдике, помимо перечисленных цветов, используются также: мак, ирис, ромашка, гвоздика, ландыш, нарцисс, лютик, лотос, эдельвейс и репейник.

Все геральдические цветы изображаются не в натуральном, а в стилизованном виде, и не имеют обыкновения объединяться в букеты. Исключение составляет лишь эмблема рога изобилия, где перемешаны земные плоды, листья и цветы.

В истории цветами усыпан не только путь триумфаторов. Их именами названы самые красивые места на земле: город Флоренция («Цветущая»), Площадь цветов в Риме, Цветной бульвар в Москве. Период появления цветов был настолько значимым природным событием в жизни людей, что нашел свое отражение в народном календаре. В славянском календаре месяц «цветень» соответствовал апрелю, времени, когда распускаются первые цветы. Месяц цветения, «флореаль» (20 апреля — 19 мая), занимал почетное место и во французском революционном календаре.

Цветы — яркое, праздничное украшение нашего мира, недаром «цветами жизни» прозвали детей, а «детьми цветов» — сторонников мира.

Рекомендованные статьи