Сокол как символ и знак

Сокол, благородная ловчая птица — символ солнца и света, победы и превосходства, защиты и свободы.

С бесстрашной хищной птицей часто сравнивали славного воина-единоборца, подразумевая такие его качества, как рыцарство, храбрость, сила, ловкость, ум, мужественная красота. Примером тому может служить герой русских сказок, богатырь Финист Ясный Сокол, или непобедимый краснокожий воин Зоркий Сокол, чей благородный образ гениально воплотил на экране актер Гойко Митич. С еще большим на то основанием соколами называли отважных советских летчиков-асов, бивших фашистских стервятников в грозном небе Великой Отечественной войны.

Сокол, преследующий зайца (олицетворение похоти), — символ победы духа над низменными страстями.

Сокол, напавший на беззащитную цаплю, — аллегорический образ кровавого тирана, жестоко угнетающего простых людей, но хищная птица, несущая сжатую в когтях добычу своему хозяину, — эмблема верности и образцового исполнения долга.

Сокол, отказавшийся от преследования воробья, — символ великодушного воина, пренебрегающего легкой добычей.

Вольная птица, парящая в поднебесье с распростертыми крыльями, — яркое выражение свободы, сидящая с колпачком на голове — эмблема надежды на обретение свободы. Аналогичную символику мы встречаем и в романтико-революционном жанре литературы, например, в «Песне о Соколе» Максима Горького, звучащей как торжественный гимн свободе.

В мифологии статус благородной хищной птицы необыкновенно высок. В сокола перевоплощались только самые значительные боги-властители (германский Вотан и индуистский громовержец Индра), боги огня (скандинавский Локи и западнославянский Рарог) и воины (иранский Веретрагна и малайский Сингаланг Буронг), а также великие герои-оборотни (Финист, Волх Всеславич и др.).

В христианской религии, где насилие не в чести, пернатый хищник олицетворял зло, жестокость и безбожие, но прирученный сокол персонифицировал обращенного язычника.

В восточных религиях отношение к этой птице принципиально иное: древние египтяне, персы и арабы возвели сокола на вершину символического пьедестала, сделав его эмблемой царской власти.

В древнеегипетской иконографии богов в обличье сокола или с головой сокола такое множество, что они вполне могли бы составить отдельный соколиный пантеон. Во главе этого блестящего собрания следовало бы поставить сиятельного Ра, изображавшегося с золотым диском солнца над головой. По правую и левую стороны его солнечного трона расположились бы бог неба Гор и бог войны Монту (в короне, украшенной двумя голубыми перьями), а чуть поодаль, у подножия трона, и все остальные божественные соколы: властитель 12-го нома Верхнего Египта Немти; покровитель города Атрибиса Хентихети; защитник восточных границ государства Сопду; бог ливийских пустынь Аш и повелитель мертвых Сокар. Мужское общество могли бы слегка разбавить две прелестные соколицы: богиня воды и ветра Исида под руку со своей странной сестрой Нефтидой, богиней без определенного места жительства и четко очерченных функций. Под высокими сводами белокаменного чертога в образе соколов с человеческими головами наверняка парили бы тысячи праведных душ (бау), допущенные лицезреть всех вышеперечисленных священно-божественных особ.

В христианской иконографии нет и тени египетского великолепия. Сокол здесь рассматривается только в качестве ловчей птицы, сопровождающей святых — покровителей соколиной охоты: Бавона, Губерта и Юлиана Госпиталита.

В истории Японии сокол тесно связан с императорской династией, основанной древним вождем Дзимму Тэнно. Старинная легенда гласит, что в деле объединения страны будущему императору сильно мешал могущественный князь Нагасунэ. В первой же битве с ним Тэнно был разбит, но боги послали ему вестника в образе золотого сокола, посоветовавшего ударить по армии Нагасунэ с востока на рассвете. Император внял божественному совету и атаковал противника, как только взошло солнце. Вражеские солдаты были ослеплены сиянием золотого сокола, развернувшего крылья над штандартами Дзимму Тэнно, и сражение закончилось его полной и окончательной победой. Спустя две с половиной тысячи лет после событий, описанных в этой легенде, в 1890 году, в Японии был учрежден орден Золотого сокола. Эту высокую награду вручали за выдающиеся военные заслуги, свершенные во славу императора, однако после поражения Японии во Второй мировой войне орден был упразднен.

В современной государственной геральдике изящная фигура сокола, как величавая эмблема верховной власти, красуется в гербах нескольких арабских стран: Египта, Ливии, Кувейта, Йемена, Ирака и Сирии. В европейских гербах эмблема власти в виде сокола, сидящего на руке рыцаря, отличает высокородных титулованных особ (герцогов, графов и маркграфов), а коронованный сокол в гербе древнего русского Суздаля напоминает о власти великого князя владимиросуздальского в смутную эпоху феодальной раздробленности.

Рекомендованные статьи