Скользящие по небу полупрозрачные перистые или плотные кучевые облака, легко меняющие форму по прихоти несущего их ветра, олицетворяют аморфность, неясность и изменчивость, отмечая зыбкую границу между материальным и духовным мирами.
Для всех земледельческих народов облака, благостные предвестники дождя, символизировали плодородие и изобилие. У китайцев истинное восхищение вызывали розовые облака, ставшие символом мира и счастья в Поднебесной. Аллегорией счастья считалось и мистическое «девятое облако», чье божественное совершенство подчеркивала универсальная девятка.
Позитивная символика характерна главным образом для молочно-белых, розовых и нежно-голубых облаков, тогда как темные тона накладывают на небесных странников свой негативный отпечаток. В некоторых древних культурах багровые облака расценивались как зловещие кровавые сполохи близкой войны, а черная грозовая туча практически повсеместно воспринималась как аллегория опасности, как угрожающее знамение надвигающейся беды. Средневековые отечественные летописцы, а вслед за ними писатели и поэты последующих времен часто сравнивали монголо-татарское нашествие с тяжелой черной тучей, нависшей над Русской землей.
В мифологии облака символизируют божественное присутствие.
Многие небожители носят соответственные имена: греческая богиня облаков Нефела («Облако»), китайский бог войны Гуань-ди по прозвищу Юньчан («Длинное облако»), ацтекский бог звезд и туч Мишкоатль («Облачный змей»), индийский бог грозового неба и дождя Парджанья («Дождевая туча»). В облике белого облачного столпа предстает пред израильтянами Яхве; в образе большой черной тучи видится айнам владыка небесных вод Пе- кончикорогуру. Эде Вьетнама принимали облака за думы верховного бога Аедие, наплывающие на его нахмуренное чело — небо; восточные славяне ассоциировали клубящиеся грозовые тучи с черными кудрями разгневанного Перуна, а китайцы представляли себе «повелителя востока» Дун-цзюня в халате, сотканном из синих облаков.
Происхождение облаков древние нередко связывали с горячим дыханием первосущества, образующим небесный пар (в китайских мифах эта функция закреплена за первопредком Паньгу, в мифах бон — за богиней Лумо и т.д.). Тараски же считали образование облаков делом рук великой богини-матери Куеравапери и ее замечательных дочерей: Белой, Красной, Золотой и Черной тучи.
Зловещим воплощением угольно-черных грозовых туч в мифологии обычно выступают враждебные людям фантастические существа, чаще всего драконы (китайский лун, армянский вишапи, европейский балаур и т.д.). Славяне, пуще драконов страшившиеся «заложных» покойников, т.е. людей, умерших неестественной смертью, возложили всю ответственность за непогоду и буйство небесных стихий именно на витавших в облаках «нечистых» мертвецов (у западных славян они именовались «хмурниками», у южных славян — «планетниками»).
Облака — не только место обитания богов и духов, но и средство передвижения многих из них.
Вихрем мчится на огненном коне среди рассекаемых молниями туч армянская дева грозы Цовинар, а воинственным скандинавским девам- валькириям в качестве боевых коней служат сами облака, несущиеся в поднебесье. Привычным транспортным средством стали облака и для сянь — бессмертных даосских святых.
В греческой мифологии облака иногда отождествлялись с белорунными стадами солнечного бога Аполлона. Зевс, повелитель олимпийцев, оценив изменчивую и обманчивую сущность облаков, использовал их как материал для изготовления двойника своей супруги. Облачная Гера была предъявлена влюбленному Ик- сиону вместо настоящей. Не заметив подмены, страстный -царь лапифов возлег с ней на ложе любви. Пыл Иксиона был столь велик, что пробудил жизнь даже в бесплодном чреве его бесплотной возлюбленной: через какое-то время лже- Гера родила ему прелестных малюток — злобных уродцев-кентавриков.
В даосской религии облака — один из десяти великих символов бессмертия. В мировых религиях облака являются знаком божественного откровения и одновременно — небесной завесой, таинственным покровом, «облачением» Всевышнего. В исламе они служат аллегорией непостижимости Аллаха, сокрытого облаками. В Евангелии от Матфея, рисующем эсхатологическое видение Страшного суда, есть упоминание Христа как «…Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою».
В христианской иконографии облако явилось прообразом нимба (лат. «nimbus» — «облако»), изображающегося над головой Христа, Богородицы, ангелов и святых как эмблема их небесного, заоблачного обиталища. В сцене Воскресения тело Христа, возносящегося на небеса, окутывает сияющее миндалевидное облако — мандорла. Подобные облачные коконы обволакивают тела усопших Богоматери и Марии Магдалины, чтобы доставить их в Царствие Небесное. В сцене, посвященной теме Страшного суда, облака принимают форму престола Высшего Судии.
В классической европейской геральдике незримое присутствие Бога передает популярная эмблема белого кучевого облака с выходящей из него десницей Божьей. В российской геральдике ее цветовая гамма богаче — кроме белых, здесь встречаются и синие, и даже черные облака (например в гербе Пскова). Рука, простертая из облака, обычно сжимает какое-либо оружие: меч (в гербе Вологды), щит (в гербе Кеми), лук с натянутой тетивой (в гербе Вятки) и.т.д., что символизирует защиту и божественное покровительство данному городу. Иногда длань Господня не вооружена, а раскрыта в жесте благословения (как в гербе Пскова). В новом гербе Минска (образца 2001 года) покровительницей столицы Беларуси выступает Богородица, стоящая на облаке в окружении ангелов и херувимов.
В эмблематике наибольшее почтение облаку оказали китайцы, что и неудивительно для обитателей Поднебесной. В 1934 году в Китае был учрежден орден Благословенного (Благодетельного) Облака восьми степеней. Знак ордена имеет в центре круглый медальон желтой эмали, обведенный кольцом красной эмали.
Из кольца исходят четыре пучка лучей по три в каждом: центральный луч — белой эмали, два боковых — желтой. В углах креста, образованного этими лучами, и помещены четыре стилизованных облака синего цвета.
От Китая не отстал и Тайвань, учредивший орден Облака и знамени в виде восьмилучевой звезды синей эмали. В центре круга тайваньского ордена изображено желтое знамя, развевающееся на фоне белых облаков.
По По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк
Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…
Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…
Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…
Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…
Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…
Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…