Грозный, ослепительный зигзаг молнии, внезапно вырывающийся из нависшей тучи или распарывающий ночной мрак, сопровождаемый оглушительными раскатами грома, не мог не вызывать у древних чувства страха и невольного почтения. Устрашенные и восхищенные, люди обожествили молнию, рассматривая ее как главный атрибут грозных богов — громовержцев, вознесенных ими выше всех прочих небожителей. Таковы славянский Перун, греческий Зевс, римский Юпитер, индейский Маниту и многие другие верховные божества разных народов планеты.
В мифологии молнию отождествляли с оружием или рукой Громовержца; индусам виделся в ней глаз Шивы, струящий свет истины, а аборигенам Австралии — космический эрегированный фаллос, но в любом случае молния символизировала божественный гнев или плодородное могущество, разрушительную или созидательную божественную силу.
Молнию связывали как с огнем, так и с водой, поскольку ее разряды часто сопровождаются дождем.
Древние почитали как священные те места, где она ушла в землю, а людей, пораженных молнией, считали отмеченными Богом. Например, ацтекский Тлалок использовал молнию для того, чтобы отправлять на небеса
души своих избранников. Однако во время упадка культуры, наступившего в период раннего Средневековья, подобные воззрения изменились на противоположные: невежественные жители Европы утверждали, что Бог поражает молнией только грешников и богохульников.
Необходимо отметить, что представления о природе грома и молнии у древних отличаются большим разнообразием. Лопари (саами) считали гром (Аийи) живым существом, витающим в воздухе и подслушивающим разговоры людей. При этом обидчивый Аийи поражает молнией всех тех, кто посмеет неуважительно отозваться о нем.
Дакота, сиу, манданы и многие другие индейские племена верили в Громовую птицу. Они полагали, что первый гром производит Старая мудрая птица, а затем ее инициативу подхватывают многочисленные молодые птицы, которые и порождают продолжительные громовые раскаты. У караибов ту же роль играет повелитель грома и урагана Саваку, превратившийся в большую небесную птицу, а у бразильских тупи — громовержец Тупан, хлопающий своими огромными крыльями и сверкающий ослепительным небесным светом.
В качестве оружия перуанский Кате- киль использует громовые камешки, выпускаемые им из пращи; скандинавский Тор пускает по воздуху свой сокрушительный молот; а индусский Индра и финский Укко мечут огненные медные стрелы из могучего лука — радуги
Некоторые мусульманские секты приписывают роль Громовержца историческому лицу — Али, зятю Мухаммеда. По их представлениям, гром — это голос восседающего на тучах Али, а молния — его бич, которым он наказывает грешников. Это, конечно, весьма оригинально, но непонятно лишь одно: кто же исполнял обязанности Громовержца в те времена, когда Али был еще жив и обретался на грешной земле?
В иудейской традиции молния символизирует божественное откровение. В книге Исход (19: 16—18) гром и молния составляют те декорации, которые предшествуют сцене явления Бога Моисею на Синайской горе.
Перуна, верховного славянского бога грозы, грома и молнии, наши далекие предки представляли себе в облике разгневанного мужа с рыжей клубящейся бородой и черно-серебряными, цвета грозовой тучи, волосами.
Перун — грозное божество, его имя можно перевести на современный язык как «Разящий». Бешено мчится он по небу в своей огненной колеснице, запряженной крылатыми конями, отчего и происходит гром. Что касается молний, то в его арсенале они двух видов: золотые («живые»), пробуждающие плодородие земли, и лилово-синие («мертвые»), которыми разгневанный бог разит насмерть. С течением времени оружие Перуна совершенствовалось: в глубокой древности это были камни, потом Громовержец сменил их на топор, а еще позже — на золотую секиру.
Важнейшим символом Перуна являлся громовой знак, напоминающий то ли колесо с шестью фигурными спицами, то ли узорчатую снежинку, то ли шестилучевую розетку. Как бы то ни было, именно такой вид в плане имело святилище Перуна. Кроме того, славяне изображали громовой знак под крышами домов — для защиты от молний; на колодцах, поскольку Перун считался подателем живительной влаги, а также на многих предметах утвари.
Перуну были посвящены: животное — тур, дерево — дуб, и цветок — ирис, который лишь у болгар по-прежнему именуется «перуникой». Этот цветок славяне выбрали для Перуна неслучайно: шесть его лилово-голубых лепестков напоминают громовой знак, а золотистые волоски — молнии.
Как и всем богам древности, Перуну приносили жертвы, иногда человеческие. Введение христианства на Руси сопровождалось низвержением старых богов, и идол Перуна был безжалостно сброшен в Днепр. Однако победа христианства на Руси никогда не стала полной и окончательной; многие продолжали тайно придерживаться старой веры, и в итоге установилось двоеверие — образы языческих богов и христианских святых постепенно перемешались и слились воедино. Что касается Перуна, то его черты воплотились в образе Ильи Пророка, унаследовавшего и огненную колесницу, и громовые функции своего великого предшественника.
Завершая краткий мифологический обзор данной темы, следует особо подчеркнуть, что гром и молния, поражавшие воображение древних, нашли отражение даже в календаре. Так, английское название четверга («Thursday»), означает «день грома». Хотя наше наименование четверга содержит в себе лищь порядковый номер «4», этому дню недели подспудно придается то же значение, иначе откуда бы взялось известное выражение: «После дождичка в четверг»? Почему же не во вторник или, скажем, субботу? Если абстрагироваться от иронического значения означенного выражения, появившегося значительно позднее, станет ясно, что наши предки тоже считали именно четверг «громовым днем».
В иконографии молния принимала множество разнообразных форм: ее изображали в виде сияющего стержня, двузубца, многозубчатой обоюдоострой вилки с зазубринами, скипетра, молотка, стрелы, огненного зигзагообразного пучка. Кстати, зигзаг молнии — древний символ власти, энергии, плодородия, борьбы и смерти. В скандинавской рунической письменности зигзаг молнии означает руну победы.
В Средние века молния, являвшаяся атрибутом многих языческих богов, изображалась довольно редко — сказалось идеологическое давление со стороны господствующей христианской церкви.
Второй период расцвета для этого древнейшего природного символа наступил в начале XVIII века. Тогда же появилась новая форма изображения молнии — в виде пучка стрел, сжатых в когтях орла. В начале XIX века молнию изображали обычно в виде зигзагообразной стреловидной линии. В этом именно виде она и появилась сначала в изобразительном искусстве , откуда проникла в эмблематику.
В эмблематике на рубеже XIX — XX веков родилось новое значение древнего символа.
Превратившись в эмблему революционного движения, молния символизировала канун революционной бури, борьбу революционной мысли с консерватизмом, света — с мраком. Рождению этого символизма способствовала энергичная деятельность революционно-демократических писателей, и в первую очередь — Максима Горького.
В 30-е годы XX века молния входит в эмблематику электротехнических служб, телеграфа и радиосвязи, а с конца 40-х она становится общепризнанной эмблемой служб связи в целом. В советской армии эмблема, изображающая пучок зигзагообразных молний с крыльями и звездой, украшала шеврон солдат радиотехнических войск и войск связи.
В годы Второй мировой войны нацисты, эксплуатировавшие рунический символизм победы и смерти, использовали двойной зигзаг молнии в качестве эмблемы отборных и карательных формирований — войск СС.
В мировой истории прозвище «Молния» носили некоторые выдающиеся полководцы, чьи действия характеризовались стремительностью, мощью и неотразимостью. Одним из них был отец знаменитого Ганнибала — талантливый карфагенский полководец Гамилькар Барка (в переводе с финикийского слово «барка» и означает «молния»), покоритель Испании; другим — могущественный турецкий султан, победитель сербов, болгар и македонцев, завоеватель Малой Азии, Баязид Молния (Йылдырым). При желании можно отыскать и прочих.
Современный символизм, донесенный до наших дней этими победоносными полководцами, хорошо передает выражение «молниеносный удар», в котором заложены соединенные воедино сила, стремительность и неотразимость.
По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк
Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…
Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…
Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…
Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…
Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…
Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…