Символы и знаки

Молния – значение символа и знака

Грозный, ослепительный зигзаг молнии, внезапно вырывающийся из нависшей тучи или распарывающий ночной мрак, сопровождаемый оглушительными раскатами грома, не мог не вызывать у древних чувства страха и невольного почтения. Устрашенные и восхищенные, люди обожествили молнию, рассматривая ее как главный атрибут грозных богов — громовержцев, вознесенных ими выше всех прочих небожителей. Таковы славянский Перун, греческий Зевс, римский Юпитер, индейский Маниту и многие другие верховные божества разных народов планеты.

Photo by Johannes Plenio on Unsplash

В мифологии молнию отождествляли с оружием или рукой Громовержца; индусам виделся в ней глаз Шивы, струящий свет истины, а аборигенам Австралии — космический эрегированный фаллос, но в любом случае молния символизировала божественный гнев или плодородное могущество, разрушительную или созидательную божественную силу.

Молнию связывали как с огнем, так и с водой, поскольку ее разряды часто сопровождаются дождем.

Древние почитали как священные те места, где она ушла в землю, а людей, пораженных молнией, считали отмеченными Богом. Например, ацтекский Тлалок использовал молнию для того, чтобы отправлять на небеса
души своих избранников. Однако во время упадка культуры, наступившего в период раннего Средневековья, подобные воззрения изменились на противоположные: невежественные жители Европы утверждали, что Бог поражает молнией только грешников и богохульников.

Необходимо отметить, что представления о природе грома и молнии у древних отличаются большим разнообразием. Лопари (саами) считали гром (Аийи) живым существом, витающим в воздухе и подслушивающим разговоры людей. При этом обидчивый Аийи поражает молнией всех тех, кто посмеет неуважительно отозваться о нем.

Дакота, сиу, манданы и многие другие индейские племена верили в Громовую птицу. Они полагали, что первый гром производит Старая мудрая птица, а затем ее инициативу подхватывают многочисленные молодые птицы, которые и порождают продолжительные громовые раскаты. У караибов ту же роль играет повелитель грома и урагана Саваку, превратившийся в большую небесную птицу, а у бразильских тупи — громовержец Тупан, хлопающий своими огромными крыльями и сверкающий ослепительным небесным светом.

В качестве оружия перуанский Кате- киль использует громовые камешки, выпускаемые им из пращи; скандинавский Тор пускает по воздуху свой сокрушительный молот; а индусский Индра и финский Укко мечут огненные медные стрелы из могучего лука — радуги

Некоторые мусульманские секты приписывают роль Громовержца историческому лицу — Али, зятю Мухаммеда. По их представлениям, гром — это голос восседающего на тучах Али, а молния — его бич, которым он наказывает грешников. Это, конечно, весьма оригинально, но непонятно лишь одно: кто же исполнял обязанности Громовержца в те времена, когда Али был еще жив и обретался на грешной земле?

В иудейской традиции молния символизирует божественное откровение. В книге Исход (19: 16—18) гром и молния составляют те декорации, которые предшествуют сцене явления Бога Моисею на Синайской горе.

Перуна, верховного славянского бога грозы, грома и молнии, наши далекие предки представляли себе в облике разгневанного мужа с рыжей клубящейся бородой и черно-серебряными, цвета грозовой тучи, волосами.
Перун — грозное божество, его имя можно перевести на современный язык как «Разящий». Бешено мчится он по небу в своей огненной колеснице, запряженной крылатыми конями, отчего и происходит гром. Что касается молний, то в его арсенале они двух видов: золотые («живые»), пробуждающие плодородие земли, и лилово-синие («мертвые»), которыми разгневанный бог разит насмерть. С течением времени оружие Перуна совершенствовалось: в глубокой древности это были камни, потом Громовержец сменил их на топор, а еще позже — на золотую секиру.

Важнейшим символом Перуна являлся громовой знак, напоминающий то ли колесо с шестью фигурными спицами, то ли узорчатую снежинку, то ли шестилучевую розетку. Как бы то ни было, именно такой вид в плане имело святилище Перуна. Кроме того, славяне изображали громовой знак под крышами домов — для защиты от молний; на колодцах, поскольку Перун считался подателем живительной влаги, а также на многих предметах утвари.

Перуну были посвящены: животное — тур, дерево — дуб, и цветок — ирис, который лишь у болгар по-прежнему именуется «перуникой». Этот цветок славяне выбрали для Перуна неслучайно: шесть его лилово-голубых лепестков напоминают громовой знак, а золотистые волоски — молнии.

Как и всем богам древности, Перуну приносили жертвы, иногда человеческие. Введение христианства на Руси сопровождалось низвержением старых богов, и идол Перуна был безжалостно сброшен в Днепр. Однако победа христианства на Руси никогда не стала полной и окончательной; многие продолжали тайно придерживаться старой веры, и в итоге установилось двоеверие — образы языческих богов и христианских святых постепенно перемешались и слились воедино. Что касается Перуна, то его черты воплотились в образе Ильи Пророка, унаследовавшего и огненную колесницу, и громовые функции своего великого предшественника.

Завершая краткий мифологический обзор данной темы, следует особо подчеркнуть, что гром и молния, поражавшие воображение древних, нашли отражение даже в календаре. Так, английское название четверга («Thursday»), означает «день грома». Хотя наше наименование четверга содержит в себе лищь порядковый номер «4», этому дню недели подспудно придается то же значение, иначе откуда бы взялось известное выражение: «После дождичка в четверг»? Почему же не во вторник или, скажем, субботу? Если абстрагироваться от иронического значения означенного выражения, появившегося значительно позднее, станет ясно, что наши предки тоже считали именно четверг «громовым днем».


В иконографии молния принимала множество разнообразных форм: ее изображали в виде сияющего стержня, двузубца, многозубчатой обоюдоострой вилки с зазубринами, скипетра, молотка, стрелы, огненного зигзагообразного пучка. Кстати, зигзаг молнии — древний символ власти, энергии, плодородия, борьбы и смерти. В скандинавской рунической письменности зигзаг молнии означает руну победы.

В Средние века молния, являвшаяся атрибутом многих языческих богов, изображалась довольно редко — сказалось идеологическое давление со стороны господствующей христианской церкви.

Второй период расцвета для этого древнейшего природного символа наступил в начале XVIII века. Тогда же появилась новая форма изображения молнии — в виде пучка стрел, сжатых в когтях орла. В начале XIX века молнию изображали обычно в виде зигзагообразной стреловидной линии. В этом именно виде она и появилась сначала в изобразительном искусстве , откуда проникла в эмблематику.

В эмблематике на рубеже XIX — XX веков родилось новое значение древнего символа.

Превратившись в эмблему революционного движения, молния символизировала канун революционной бури, борьбу революционной мысли с консерватизмом, света — с мраком. Рождению этого символизма способствовала энергичная деятельность революционно-демократических писателей, и в первую очередь — Максима Горького.

В 30-е годы XX века молния входит в эмблематику электротехнических служб, телеграфа и радиосвязи, а с конца 40-х она становится общепризнанной эмблемой служб связи в целом. В советской армии эмблема, изображающая пучок зигзагообразных молний с крыльями и звездой, украшала шеврон солдат радиотехнических войск и войск связи.

В годы Второй мировой войны нацисты, эксплуатировавшие рунический символизм победы и смерти, использовали двойной зигзаг молнии в качестве эмблемы отборных и карательных формирований — войск СС.
В мировой истории прозвище «Молния» носили некоторые выдающиеся полководцы, чьи действия характеризовались стремительностью, мощью и неотразимостью. Одним из них был отец знаменитого Ганнибала — талантливый карфагенский полководец Гамилькар Барка (в переводе с финикийского слово «барка» и означает «молния»), покоритель Испании; другим — могущественный турецкий султан, победитель сербов, болгар и македонцев, завоеватель Малой Азии, Баязид Молния (Йылдырым). При желании можно отыскать и прочих.

Современный символизм, донесенный до наших дней этими победоносными полководцами, хорошо передает выражение «молниеносный удар», в котором заложены соединенные воедино сила, стремительность и неотразимость.

По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк

admin

Recent Posts

Паук как символ и знак

Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…

4 месяца ago

Крокодил как символ и знак

Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…

4 месяца ago

Коза (козел) как символ и знак

Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…

4 месяца ago

Пчела как символ и знак

Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…

4 месяца ago

Матпакке – норвежский ланч с собой

Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…

4 месяца ago

Бабочка как символ и знак

Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…

5 месяцев ago