Символы и знаки

Огонь – значение символа

В античной философии огонь — везде­сущая таинственная субстанция, самый загадочный из четырех основных элемен­тов, впервые упомянутых еще в трактате древнегреческого философа Эмпедокла «О природе» (V в. до н.э.). Его идея была затем подхвачена и развита в трудах Анак­сагора, Платона и Аристотеля, в теориях стоиков, пифагорейцев и средневековых алхимиков. Все они усматривали в огне важнейший из первоэлементов, олице­творение мужского начала в природе.

Согласно диалектическому учению Гераклита, огонь является универсальным воплощением всех превращений, посколь­ку остальные три элемента (вода, земля и воздух) возникают из первичного огня и, изменяясь по вечным законам логоса, в огонь же и возвращаются.

Подобно многим другим явлениям ма­териального мира, огонь обладает двой­ственной символикой, соединяя в себе как живительную, так и губительную боже­ственную энергию, как созидательные (тепло и свет), так и разрушительные силы природы (всепожирающее пламя пожаров, разящие молнии, огненная лава извергаю­щихся вулканов).

Огонь — позитивный символ защиты и очищения, преображения и возрожде­ния, но также и негативный знак войны и опасности, искушения и испытания. В то же время свет пламени служит высо­кой эмблемой истины, знания и просве­щения. В человеке огонь символизирует горение сильных, пламенных страстей: фанатичную веру, вдохновение, порыв, жертвенную любовь и сексуальный пыл.

В мифологии отблески космического пламени освещают зарождение и гибель Вселенной. В космогонических мифах, посвященных сотворению мира, огонь иг­рает роль главной стихии, первичного ма­териала космогенеза (это, кстати говоря, вполне согласуется с теорией Большого взрыва, выдвинутой учеными лишь в сере­дине XX века), а в эсхатологических мифах, предрекающих ужасную космическую ката­строфу, Вселенная гибнет в огне мирового пожара. Наиболее устрашающую картину конца света разворачивает перед читателем «Прорицание провидицы» из первой пес­ни скандинавской «Старшей Эдды»:

…Солнце черно; земли канули в море,

Звезды срываются вниз с вышины.

Пар всюду пышет, и, Жизни Питатель,

Лижет все небо жгучий огонь…

После такого мрачного фантома гря­дущего даже сцена Страшного суда, где небо свертывается подобно свитку, а от престола Высшего Судьи льется огненная река, уже не впечатляет.

Первобытным людям огонь представ­лялся агрессивным живым существом, ко­торое рождается от Солнца, живет, пока есть пища, а затем умирает. Североамери­канские индейцы принимали огонь за благостное воплощение Великого Духа, порожденного Великим Огнем (Солн­цем), а костер считали символом счастья и процветания. Делавары даже признава­ли некоего огненного «Маниту» за перво­предка всех индейских племен.

Повелителями огня в мифологии выс­тупают, конечно же, бессмертные боги, небесные и подземные. Так, ведический бог Агни в образе огненного столпа, увен­чанного дымовой шапкой, символизиро­вал Мировую ось; индуистский Кришна олицетворял жизненное пламя («Я огонь, помещенный в телах всех живущих»); а ва­вилонский Мардук заключал в себе огонь войны, испепеляющий врагов.

Другую группу «огненных» богов пред­ставляют боги — покровители кузнечно­го дела: античные хромцы Гефест и Вул­кан, черкесский железноногий Тлепш, полинезийский Магуйка, поддерживаю­щий огонь в своем подземном очаге, и многие другие их коллеги по ремеслу. Ки­пучую деятельность этих подземных бо­гов-трудяг люди усматривали в дыму и пламени извергающихся вулканов.

Как явствует из большинства мифов, боги по своей природе не менее эгоистич­ны, чем люди, а посему они и не собира­лись делиться со смертными своим бес­ценным сокровищем. Но тут на помощь человеку пришли благородные, могучие и бесстрашные культурные герои (гречес­кий Прометей, грузинский Амирани, но­возеландский Мауи и т.д.), похитившие огонь у богов и поставившие его на службу людям. С тех самых пор некоторые из небожителей, составившие третью груп­пу «пламенных богов», снизошли до лю­дей и превратились в покровителей до­машнего очага, ставшего символом защи­ты, уюта, нераздельной общности рода и семьи. Таковыми являются: греческая Ге- стия, римские Веста, Лары и Пенаты; сла­вянский Рарог; ацтекский Ксиутеуктли; монгольский Отхан-Галахан; мордовский Юрта-ава и многие другие.

Наряду с богами и людьми, властите­лями огня в мифах, легендах и сказаниях выступают и отдельные представители фантастической фауны. К ним прежде всего относятся: таинственная саламанд­ра — холодный дух огня, материализую­щийся из чистейших частиц пламени; легендарная бессмертная птица феникс, сжигающая свое предыдущее воплоще­ние на жертвенном костре, — яркий сим­вол возрождения и бессмертия; а также огнедышащие драконы, бдительные стра­жи древних бесценных кладов, в чьем ар­сенале огонь — главное оружие.

В религии многих народов мира ог­ненный след просматривается довольно отчетливо. Разнообразные обряды огне­поклонников глубоко символичны: полу­чение «нового огня» служило у них алле­горией возрождения; поддержание неуга­симого огня — метафорой бессмертия; прохождение сквозь пламя — знаком очищения, а погребальный или жертвен­ный костер рассматривался как наилуч­шее средство скорейшей переправы душ в небесные чертоги.

Религиозные обряды некоторых наро­дов отличались необычайной жестокос­тью. В Палестине, Финикии и Карфагене долгое время существовал отвратительный культ Молоха, когда в жертву приносили детей. По-видимому, безмозглые фанати­ки были абсолютно уверены в том, что не­винные души наиболее угодны их крово­жадным богам. Не лучше обстояло дело и по другую сторону океана, в доколумбовой Америке. Ацтеки, поклонявшиеся «госпо­дину огня» Ксиутеуктли, ежегодно устраи­вали в честь своего «огненного» патрона изуверские празднества. Они «…верти­кально укрепляли срубленное дерево, за­жигали его, и все присутствующие пляса­ли вокруг огня вместе с людьми, предназ­наченными в жертву. Затем этих людей бросали на большой костер только для того, чтобы тотчас же вытащить их полусо- жженными и предоставить жрецам завер­шить жертву».

Древние, почитавшие огонь как очис­тительную стихию, приписывали ему за­щитную функцию. Ассирийцы верили в способность пламени разрушать любые колдовские чары; китайцы, отпугивая зловредных демонов, запускали в небо красочные фейерверки; монголы застав­ляли чужеземцев, прибывших в их род­ные кочевья, пройти между двух костров, дабы очистить душу и помыслы пришель­цев от всевозможной пакости; что же до славян, пуще огня боявшихся «нечистых» покойников, то они при виде мертвого тела спешили приложить руки к пылаю­щей печи.

По мнению суеверных людей, огонь способен защищать даже от самого себя, точнее говоря, от буйства пожаров. Обря­ды, связанные с этим поверьем, весьма причудливы. Европейцы, например, привязав к хвостам заранее отловленных лисиц зажженные факелы, отпускали ог­ненно-рыжих зверьков на волю, но лишь для того, чтобы гонять их по полям до полного изнеможения. Дагомейцы, жи­тели Западной Африки, с той же целью использовали особый фетиш огня по имени По, представлявший собой обык­новенный горшок с тлеющими углями. Торжественно водрузив фетиш посреди комнаты, негры слезно просили огненно­го духа жить в горшке, а не разгуливать по всему дому.

Наибольшее почтение огнепоклонни­ки выказывали «новому огню», добытому самым древним способом — трением. Та­кой огонь, считавшийся «чистым», так как он еще не успел соприкоснуться ни с какой скверной, освещал обычно празд­нование Нового года.

Во многих религиях огонь ассоцииру­ется с самим Верховным Существом. Агни, Яхве и Будда нередко являлись сво­им приверженцам в виде огненного стол­па. В буддизме свет огня олицетворяет мудрость, а в христианстве — сошествие Святого Духа и Божественное Открове­ние. Помимо всего этого, в иудаизме и христианстве сложилось представление об адском пламени, геенне огненной, как символе воздаяния за грехи. То же отно­сится и к синтоистскому аду, с той лишь разницей, что грешному японцу предла­гается богатый выбор: либо бесконечно жариться на огне, либо веки вечные вмер­зать в глыбу льда.

В индуистской иконографии языки пламени ассоциируются с острым язы­ком, золотыми зубами и разметавшими­ся волосами бога Агни. Черным пламе­нем охвачена фигура ужасной богини Кали, а огненное кольцо вокруг ее вели­кого супруга Шивы олицетворяет беско­нечный космический цикл сотворения и уничтожения мира.

Огонь христианской иконографии — символ искушения, испытания веры и орудие мученичества. Эту символику ил­люстрируют: трое еврейских юношей в пылающей печи; св. Лаврентий в горящей одежде, распростертый на раскаленной решетке; огонь чистилища и адское пла­мя. Сердце, охваченное огнем, атрибут святых Августина и Антония Падуанско- го, — эмблема их пламенной веры. Языки пламени над головами апостолов в сцене Пятидесятницы — аллегория сошествия Святого Духа. Горящий куст перед Мои­сеем (Неопалимая Купина) — метафора Божественного Откровения. Сожжение книг эфесских жрецов у ног апостола Пав­ла — знамение победы христианства над язычеством.

В светском изобразительном искус­стве символику мученичества передают мифические образы Иксиона, распятого на вращающемся огненном колесе, и Ге­ракла, заживо сгорающего в хитоне ковар­ного кентавра Несса.

Огонь — символ разрушения и гибели’. небесный огонь испепеляет погрязшие в разврате библейские города Содом и Го­морру; в истребительном пламени войны гибнет легендарная Троя; огненная лава взорвавшегося вулкана поглощает рим­ские Помпеи.

В символическом искусстве огонь, как один из четырех первоэлементов, персонифицирован женской фигурой с головой, охваченной пламенем. Горящее сердце держит в руке богиня Венера и ал­легорическая фигура Милосердия: у пер­вой из них пламя зажжено неутолимой любовной страстью, а у второй — искрен­ним и горячим состраданием.

Все ту же эмблему пламенного сердца, но уже как символ высокого гуманизма и самопожертвования, мы встречаем и в советской литературе: романтический ге­рой Максима Горького Данко вырвал из груди свое сердце, горевшее любовью к людям, чтобы осветить им дорогу к спасе­нию и счастью.

В мантике, представленной на сей раз индийскими гадальными картами, костер символизирует либо пламялюбви. охватившее сердце человека, либо зарож­дение новой страсти.

В алхимии, где огонь рассматривался как объединяющий и стабилизирующий фактор, как стихия, бушующая в центре всех вещей, важнейший из четырех пер­воэлементов, соединяющий в себе три ос­тальных, изображался в виде равносто­роннего треугольника. Символику огня иногда передавали также мечи с извиваю- щимися наподобие языков пламени клинками.

В эмблематике огонь выступает во множестве ипостасей. Пламя — излюб­ленная эмблема философов, алхимиков, церковников и военных. В античное время ее использовали пифагорейцы — у представителей этой религиозно-фило­софской школы огонь, как первоэлемент, ассоциировался с тетраэдром — первой фигурой в геометрии. В Средние века права на эту эмблему, символизировавшую в данном случае очистительную силу, зая­вила католическая церковь. Могуществен­ную христианскую организацию, несу­щую свет истинной веры, олицетворяла охваченная огнем каменная пирамида, а «духовный» меч, объятый пламенем, под­разумевал ее карающую силу.

Как символ войны, эмблема огня из­давна находилась в арсенале военных. Вот лишь один из характерных примеров. Выступая в поход на врага, французские короли первым делом посещали знаме­нитое аббатство Сен-Дени, где в торже­ственной обстановке получали из рук та­мошнего аббата главное военное знамя государства — орифламму (букв, «золотое пламя») — красное шелковое полотнище на позолоченном древке, с вышитыми на нем золотыми языками пламени. На про­тяжении трехсот лет орифламма вдохнов­ляла и вела в бой французские войска.

В Новое и Новейшее время эмблему огня попытался монополизировать «бог войны». Униформу артиллеристов мно­гих стран (погоны, петлицы, шевроны, головные уборы) украшали значки, изоб­ражавшие пылающие гранаты и пышущие огнем снаряды. Однако накануне Второй мировой войны в итальянской армии эм­блема огня была введена для бойцов тан­ковых и моторизованных дивизий (язык пламени на синем фоне петлиц), а солдат частей, вооруженных танкетками, отли­чало двойное белое пламя, вышитое на петлицах.

Символику огня во многом определя­ет количество языков пламени на эмбле­ме. Так, одноязыкое пламя, дающее яс­ный и ровный свет, стало общепризнан­ным символом просвещения. Эмблема пламени с тремя языками принадлежала пионерскому движению на том основа­нии, что пионерия в Советском Союзе считалась третьей по счету революцион­ной организацией (после коммунисти­ческой партии и комсомола). Символом революции, объединяющем левые силы всех пяти континентов, служит и пяти- языкое пламя. Своеобразным исключе­нием из этого правила является лишь го­сударственная эмблема Танзании — местную революцию, по непонятным причинам, символизирует шестиязыкое пламя.

«Говорящая» эмблема опасности, ис­ходящей от губительного огня пожаров, в наше время нашла применение в про­мышленности: среди прочих техничес­ких знаков часто употребляется изобра­жение многоязыкого пламени — им мар­кируются легковоспламеняющиеся вещества и материалы.

В светской геральдике эмблема пла­мени, лишенная всякой самостоятельно­сти, обычно довольствуется вторыми ро­лями. В гербах русских городов Хабаров­ска и Петропавловска-Камчатского вулканическое пламя вырывается из вер­шин черных сопок. На червленом столбе в центре герба Колпино (Ленинградская обл.) размещены три трехъязыких очага пламени золотого цвета, а в гербе Карго­поля на пылающих дровах жарится белый барашек.

В истории человечества жаркое пламя костра в равной мере выступает ярким символом и жизни, и смерти. Для перво­бытного человека овладение огнем стало задачей первостепенной важности, вопро­сом жизни и смерти. Подчинив огненную стихию своей воле, он приобрел надежную защиту от леденящего холода, ночного мрака и свирепых хищников. Но огонь стал и орудием невежественного фанатиз­ма: безжалостное пламя костров поглоти­ло миллионы и миллионы невинных жертв. Зачастую людей сжигали с особым садизмом, на «медленном» огне. Особен­но лютовала католическая церковь, лице­мерно обрекавшая своих идейных против­ников на «казнь без пролития крови». Ее ужасное и уродливое детище, так называе­мая «святейшая инквизиция», неустанно преследовавшая инакомыслящих — ере­тиков, сгубила множество умных и талант­ливых людей, опередивших свое время. Изуверы сожгли на костре выдающегося итальянского ученого Джордано Бруно, чешского патриота и реформатора Яна Гуса, французскую национальную герои­ню — Орлеанскую деву и последнего вели­кого магистра славного ордена тамплиеров Жака де Молэ. В той же Франции неми­лосердные и неправедные судьи из Ог­ненной палаты жгли кальвинистов; в Америке грубые и жестокие испанские конкистадоры —• простодушных и чест­ных индейцев, осмелившихся поднять против захватчиков свое слабое оружие; в России несториане отправили на костер пламенного защитника старой веры, главу раскола, протопопа Аввакума и его горя­чих приверженцев… Необъятен этот скор­бный список, чудовищно тяжелы преступ­ления церковников всех стран и конфес­сий, и во веки веков не отмыть им свои па­лаческие руки и души, прокопченные ды­мом этих костров!

С античных времен пламя пожаров не­постижимым образом сделалось аллегори­ей сомнительной и скандальной славы. В 356 году до н.э. честолюбивый и недале­кий гражданин Эфеса, некто Герострат, жаждавший во что бы то ни стало запечат­леть свое никчемное имя на вековых скри­жалях Истории, не выдумал ничего лучше­го, чем сжечь великолепный храм Артеми­ды — одно из семи великих чудес Древнего мира, а в 64 году н.э. кровавый тиран Не­рон, стремясь посрамить самого Гомера, приказал своим телохранителям поджечь Рим, дабы, вдохновляясь величественным зрелищем охваченного огнем Вечного го­рода, сочинить гениальную поэму о гибе­ли легендарной Трои. Но не славу, а бес­славие принес огонь злодеям, и даже все­могущее время ничего не изменило в этом отношении: в пожаре Москвы 1812 года в пепел обратилась полководческая слава «корсиканского чудовища», а подлая про­вокация нацистов, организовавших в 1933 году поджог рейхстага, разоблачен­ная мужественным болгарским коммунис­том Георгием Димитровым на Лейпцигс­ком процессе, закончилась позорным провалом.

С самых древних времен огонь был непременным грозным спутником и сим­волом войны, что недвусмысленным об­разом подтверждает и крылатое латин­ское изречение: «IGNIЕТ FERRO» («Ог­нем и мечом»). Действительно, в военном деле огню нашлось самое широкое при­менение. При приближении неприятеля огнем подавали сигнал опасности; при штурме городов и крепостей воины, стре­мясь вызвать пожары и посеять панику среди осажденных, обстреливали их горя­щими стрелами и всевозможными зажи­гательными снарядами, а с изобретением в XIV веке огнестрельного оружия в во­енном деле произошел настоящий пере­ворот: изрешеченные пулями тяжелые ры­царские доспехи, ранее надежно защи­щавшие своих обладателей от всех видов холодного оружия, теперь превратились в бесполезный хлам и были выброшены на свалку Истории. Вскоре команда «Огонь!», предварявшая стрельбу, зазвучала на всех европейских языках.

Из всех видов огнестрельного оружия самым древним и наиболее варварским средством уничтожения является огне­мет. «Греческий огонь», первый в исто­рии огнемет, поступил на вооружение ви­зантийской армии уже в VII веке: хрони­ки относят его боевое крещение к 673 году. Секрет этого страшного оружия византийцы хранили в строжайшей тай­не, поэтому состав его зажигательной смеси, горевшей неугасимым пламенем, даже в воде, точно неизвестен до сих пор. Предположительно, он состоял из кани­фоли, серы и селитры и выстреливался через металлическую трубу. Наиболее эф­фективно греки использовали свой огне­мет в морском бою, с легкостью воспла­меняя деревянные корабли противника. Его мощь пришлось испытать на себе и нашим предкам: в русских летописях упоминается о том, как в 941 году флот киевского князя Игоря был почти полно­стью уничтожен «греческим огнем».

В эпоху Крестовых походов турки иног­да жгли крестоносцев трофейным «гречес­ким огнем». Возмущенные рыцари называ­ли это варварское оружие «негалантным». В годы Второй мировой войны экипажи подбитых огнеметных танков, попавшие в плен, не могли рассчитывать на снисхожде­ние — их расстреливали прямо на месте.

Несмотря на особую бесчеловечность такого страшного оружия, различные виды огнеметов (ранцевые, танковые, ре­активные и др.) и в наши дни состоят на вооружении многих армий мира. В рос­сийской армии, например, самым массо­вым оружием этого типа является пехот­ный огнемет «Шмель».

Символом жесточайшего танкового сражения и беспримерной стойкости со­ветских солдат стала летом 1943 года «Огненная дуга», как прозвали пятисот­километровую линию фронта с центром в районе Курска, изогнувшуюся гигантской дугой от Орла до Белгорода. В ходе кро­вопролитной 50-дневной битвы немец­ко-фашистские войска потеряли более полумиллиона солдат и офицеров и пол­торы тысячи танков, а главное — после­днюю надежду на победу в войне. Битвой на курской «Огненной дуге» завершился коренной перелом в Великой Отече­ственной войне.

В фольклоре огонь со всей очевидно­стью предстает символом грозящей опас­ности. В известном изречениц: «Прой­ти огни, воды и медные трубы» огонь, как аллегория наибольшей опасности, зани­мает первое место. Популярное английс­кое выражение: «Таскать каштаны из огня» означает подвергаться риску ради чужих интересов, а емкая русская пого­ворка: «Угодить из огня да в полымя» под­разумевает такую чрезвычайную ситуа­цию, когда человек, едва успевший избе­жать одной серьезной опасности, тут же попадает в еще более опасную переделку.

В современную эпоху наиболее глубо­ким символическим смыслом наполнены два вида огня: Вечный огонь, скорбная эмблема памяти о павших, а также алле­гория духовного бессмертия, и Олимпий­ский огонь, освящающий преемствен­ность спортивных традиций и идеалов.

По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк

admin

Recent Posts

Викторианские чайные традиции: Afternoon Tea и High Tea в контексте здорового питания

Викторианская эпоха подарила миру множество культурных традиций, среди которых особое место занимает ритуал чаепития. Две…

2 месяца ago

Я попробовала рецепт духов Викторианской эпохи

Некоторое время назад я нашла статью из журнала Викторианской эпохи, в котором был вот такой…

10 месяцев ago

Как сшить пиратскую рубаху

Во многих фильмах или сериалах про пиратов или вампиров или про Мистера Дарси вы можете…

11 месяцев ago

Паук как символ и знак

Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…

1 год ago

Крокодил как символ и знак

Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…

1 год ago

Коза (козел) как символ и знак

Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…

1 год ago