Красивая, добродетельная фиалка с античных времен олицетворяет весну, пробуждение природы и…смерть.
Как совместились столь несовместимые значения? Ответ на этот вопрос могут дать только древнегреческие мифы.
О происхождении фиалки в мифологии сказано более чем достаточно. По одной версии, прелестные цветы выросли из капель крови обезумевшего и покончившего с собой прекрасного юноши Аттиса, по другой — расцвели из благодарных слез Адама, получившего через Архангела Гавриила долгожданную весть о прощении самого первого в истории человечества греха. Третий мотив предъявляет в качестве первопричины некую красавицу, находящую спасение от преследования в перевоплощении. По греческому варианту, Зевс превратил в фиалку одну из дочерей Атласа, спасавшуюся от жгучих ласк солнечного бога Аполлона; по представлениям балтийских славян, фиалкой, цветущей раз в сто лет, обернулась прекрасная дочь низвергнутого христианством Чернобога.
Корни парадоксальной символики смерти и расцвета природы таятся в античном мифе о похищении Персефоны (Прозерпины). Юная Персефона беззаботно собирала цветы на лугу, когда на нее вихрем налетела черная колесница мрачного Аида. Похититель умчал перепуганную девушку в призрачное Царство Мертвых, а букетик фиалок, собранных ею, остался лежать на земле как знак смерти Персефоны и скорби ее матери, Деметры. Эта скорбь была так велика, что земля совсем перестала плодоносить, и в дело пришлось вмешаться самому Зевсу. Повелитель Олимпа приказал брату ежегодно отпускать Персефону к матери, и Аиду пришлось подчиниться. Когда воскресшая дочь выходила из подземного мира навстречу солнцу, мать-природа радовалась и одевалась в зеленый весенний наряд, но первыми приветствовали пленницу именно фиалки, расцветавшие при ее появлении. Вот почему для греков фиалки знаменовали и смерть, и пробуждение жизни. Что же касается Аида, то ему было чем утешиться: пусть мужа надолго лишали общества любимой жены, зато зятя никто не заставлял принимать или навещать «любимую» тещу.
В религии античных народов символика смерти, навеянная популярным мифом о Персефоне, обрела реальное воплощение в погребальном культе: греки усыпали фиалками смертное ложе безвременно умерших невинных девушек, а римляне убирали этими цветами могилы родных в день поминовения.
Жизнерадостные варвары не разделяли взглядов греков и римлян: для них фиалка была радостной эмблемой весны, символом красоты, невинности и скромности невест, поэтому прелестные цветы украшали наряд новобрачных и веселые весенние празднества. Славяне верили в целительные свойства скромного цветка, в его способность прогонять духов болезни. Даже практичные римляне использовали фиалку как эффективное средство от похмелья — во время обильных возлияний они пощипывали свои фиалковые венки, добавляя в вино цветочные лепестки.
В христианстве фиалка олицетворяла главную добродетель верующего — смирение. «Кроткой фиалкой» отцы церкви иногда именовали Деву Марию. Как символ смирения фиалка часто присутствует в иконографии, в сценах, где Богородица изображена с Младенцем Христом на руках.
В христианской иконографии отразился и античный мотив смерти невинной девушки. Так, в сцене смерти святой девочки Фины из ее ложа вырастают белые фиалки.
Особым значением наделена в христианстве трехцветная фиалка — символ Святой Троицы. Болезненно разгоряченное религиозное воображение усматривало в темном треугольном пятне в центре фиалки «Всевидящее Божье Око», окруженное исходящим от него золотистым сиянием, а в трех сторонах треугольника безошибочно угадывало три ипостаси Бога.
В светской эмблематике цветущая фиалка символизировала красоту в смирении. Более богатым содержанием отличалась ренессансная эмблема фиалки, выросшей под сенью кипариса, — аллегория скромного человека, творящего добро в безвестности, предпочитающего не выставлять напоказ своих достоинств и благодеяний.
Скромный цветок избрали своей эмблемой Людовик XVI, Жозефина и Наполеон; император Вильгельм и актриса Сара Бернар; писатель И. Тургенев и поэт Ф., Тютчев. Страстным поклонником фиалок был великий Гете. Немецкие садовники, прославляя талант Гете, нарекли выведенные ими сорта фиалок именами персонажей его бессмертного произведения: темные, почти черные цветы они назвали «Доктор Фауст», кроваво-красные — «Мефистофель», а нежно-голубые — «Маргарита». Впрочем, эмблемой поэтов фиалка сделалась еще в 1323 году на Цветочных играх в Тулузе, когда победителей поэтического турнира стали награждать позолоченной серебряной фиалкой.
Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…
Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…
Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…
Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…
Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…
Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…