Роза в литературе выступает как символ совершенства, как эмблема божественной, романтической и эротической любви. Однако ее символика далеко не исчерпывается этими значениями.

Роза может служить яркой аллегорией человеческого сердца, тайны, солнца, космического колеса и центра мироздания. Но и это еще не все, поскольку символика прелестного цветка во многом зависит от его окраски. Так, белая роза олицетворяет чистоту и непорочность, красная роза символизирует мученичество, а черная или распустившаяся роза являются эмблемами печали и смерти.

В античной мифологии совершенный цветок посвящен самой прекрасной из богинь — богине любви и красоты Афродите (Венере). По одному из греческих мифов они появились на свет одновременно: когда Афродита вышла из пены морской, клочья пены, лежавшие на груди, плечах и бедрах обворожительной богини, превратились в роскошные белые розы, а тонкий аромат им придал нектар богов-олимпийцев, с радостью принявших прекрасную Афродиту в свою могущественную семью.
Происхождение красной розы также связано с Афродитой. Однажды прелестная богиня спешила на помощь к своему умирающему возлюбленному Адонису, смертельно раненному на охоте клыками громадного кабана. Встревоженная Афродита не замечала острых камней и шипов терновника, изранивших ее нежные ноги, и там, где падали капли крови прекраснейшей из богинь, вырастали алые как кровь розы.
В персидском мифе белую розу окрасила кровь влюбленного в нее соловья: когда певец любви прижал розу к своей груди, острые шипы пронзили его сердце. Так шипы розы стали ассоциироваться с ранами любви.

В религии древних греков, где розы составляли неотъемлемую часть культа Афродиты, прекрасными цветами жрицы украшали алтари ее храмов, а самые храмы были окружены благоухающими цветниками из роз. На Родосе, где существовал один из самых великолепных храмов Афродиты, даже на монетах чеканились изображения божественного цветка.

В Древнем Риме возникли розалии — религиозный праздник, во время которого венками из красных роз украшали гробницы. Праздник розалий, соединивший символику красной розы со смертью и возрождением, и в самом деле оказался необычайно живучим и популярным. Пережив столетия и преодолев сопротивление господствующего христианства, розалии с триумфом утвердились во всех странах Западной Европы. Сроки проведения языческого праздника, зависевшие от времени цветения роз в той или иной местности, не совпадали, однако ловкие клирики приурочили их к важным христианским праздникам. В странах с мягким климатом розалии отмечались на Троицу (Италия, Испания, Южная Франция), а севернее, в более холодном регионе (Германия, Австрия, Бельгия, Голландия) — на Петров день. Среди христиан этих государств даже распространилось поверье, что на Петров день св. Петр рассыпает розы, приглашая в рай праведников. Верующие считали розу райским цветком, чей аромат напоминает о блаженстве садов Эдема, а шипы — о грехопадении. Другое поверье наделяло розу функцией оберега, так как суеверные простолюдины полагали, что стойкий аромат цветка отпугивает злых духов и демонов.
Авторитет розы в христианстве вскоре достиг такой высоты, что кроваво-красная роза с острыми шипами сделалась символом Страстей Господних, а непорочную Деву Марию стали именовать «розой без шипов».

В христианской иконографии Деву Марию иногда изображали с тремя разными венками из роз. В этом сюжете венок из белых роз символизировал ее чистоту и непорочность, венок из красных роз олицетворял ее страдания, а венец из желтых воспевал немеркнущую славу Царицы Небесной.
Роза как атрибут сопутствует и некоторым христианским святым. Белые розы лежат в переднике св. Елизаветы Венгерской. Красными розами наполнена корзина св. Доротеи, а в момент ее казни ангелы парят над головой Доротеи с гирляндами из красных роз. Алые розы прорастают там, куда упали капли крови Франциска Ассизского.


В изобразительном искусстве мастера Ренессанса, черпавшие свои сюжеты из античной мифологии, посвятили розу, как символ любви и совершенства, богине Афродите (Венере). Раны, полученные от любви, они иногда изображали в виде шипа, который Венера извлекает из ноги. Струйка крови, вытекающая из ранки на ноге, окропляет белые розы, окрашивая их в красный цвет.

Розы также являются атрибутами трех Харит, греческих богинь красоты (у римлян им соответствуют Грации) — очаровательных прислужниц и спутниц Афродиты, составляющих ее прекрасную свиту.

Как эмблема тайны, роза принадлежит египетскому богу молчания Гарпократу, изображавшемуся в виде обнаженного кудрявого мальчика с пальцем у рта. Согласно одному из мифов, Купидон подарил Гарпократу белую розу с тем, чтобы пресечь многочисленные слухи и сплетни о ветрености своей матери Венеры.

В алхимии роза стала эмблемой бессмертия, поскольку в ее полуоткрытом бутоне алхимики усматривали образ мистического бокала, наполненного эликсиром вечной жизни. Кроме того, белая и красная розы символизировали для них два первоэлемента: серу и ртуть, а семилепестковая красавица ассоциировалась с семью металлами и соответствовавшими им семью планетами.

В астрологии цветок розы символизировал планету Венеру и период любви в жизни человека.

В золотом масонстве роза олицетворяла вечность материи. Три розы св. Иоанна рассматривались как символ света, любви и жизни.

В истории за розой прочно закрепилось высокое звание Королевы цветов. Родиной ее величества ученые называют Южную Туркмению и Северный Иран. В V веке до н.э., в героическую эпоху греко-персидских войн, роза проникла в Малую Азию и Европу. Быстро завоевав человеческие сердца, прекрасная королева воцарилась в садах Старого Света.

В античную эпоху розовыми венками украшали невест и участников веселых пиршеств. Лепестками роз усыпали в Риме путь триумфатора, брачное ложе и гробницы. Срезанные розы быстро увядают, поэтому их носили и в знак траура, как символ скоротечности человеческой жизни.

В Средние века роза была излюбленным цветком странствующих рыцарей. В соответствии с существовавшим тогда обычаем, влюбленная дама или супруга дарила розу уходящему в поход рыцарю в знак своей любви и верности, а тот хранил давно засохший цветок у самого сердца как самую дорогую реликвию.

В период Средневековья популярность Королевы цветов достигла своего апогея. Прекрасные дамы с гордостью носили имя божественного цветка: Роза, Розалия, Розалина, Розамунда… Кавалеры украшали свои одежды ее изображениями.

В средневековой Германии на первый план вышла роза Гарпократа, ставшая эмблемой тайны. Белая роза, вывешенная на стене пиршественной залы, призывала собравшихся сохранять в тайне все, что говорилось sub rosa (под розой), т.е. по секрету. В Оружейной палате Кремля до нашего времени сохранились серебряные кубки, преподнесенные в дар русским царям немецкими послами в XVI-XVII веках. Другой пример переносит нас в 30-е годы XX столетия, в гитлеровскую Германию, когда в Мюнхене под университетской крышей образовалась подпольная антифашистская организация «Белая Роза».

В эмблематике многогранная символика розы использовалась католической церковью, рядом тайных организаций и даже некоторыми государствами.

В XVII веке разностороннюю символику розы использовал тайный оккультный орден розенкрейцеров. Эмблемой розенкрейцеров стал Андреевский крест с розой в центре, олицетворявшей сердце Христа или солнечный свет в центре колеса жизни. Одновременно лепестки розы символизировали степени посвящения, а центр цветка представлял знак единства братьев ордена.

В Новейшее время красная роза, как символ кровавой борьбы пролетариата за свое освобождение, была принята в качестве эмблемы Социалистического Интернационала.

В настоящее время роза — неофициальная эмблема Англии, Канады и Болгарии. Из этих государств наибольшие права на данную эмблему принадлежат Болгарии, славящейся как первый в мире производитель и поставщик знаменитого розового масла. Желтая (чайная) роза — вполне официальная эмблема Пекина.

В геральдике используются розы белого (серебряного), золотого, красного и синего цвета. Громкую славу в истории снискали две геральдические розы, ставшие символами жестокой феодальной войны Алой и Белой Розы (1455—1485). В итоге длительной кровопролитной борьбы между сторонниками Йорков, родовом гербе белую розу, и Ланкастеров, в гербе которых цвела алая роза, победу одержал претендент на английский престол из семейства Тюдоров. Короновавшись под именем Генриха VII (1485—1509), он в результате династического брака примирил столько лет враждовавшие между собой розы, соединив их в гербе Тюдоров.

В российской геральдике эмблема розы украшает гербы Белкиных, Воронцовых, Отяевых, Розингов, Сумароковых, Хвостовых и других дворянских родов.

Невероятно популярная в прошлом, в настоящее время эта эмблема почти не используется в государственной геральдике: лишь в гербе Финляндии можно увидеть сразу девять белоснежных роз.

admin

Recent Posts

Паук как символ и знак

Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…

4 месяца ago

Крокодил как символ и знак

Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…

4 месяца ago

Коза (козел) как символ и знак

Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…

4 месяца ago

Пчела как символ и знак

Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…

4 месяца ago

Матпакке – норвежский ланч с собой

Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…

4 месяца ago

Бабочка как символ и знак

Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…

5 месяцев ago