Дерево — природный символ динамического роста, жизненной силы, сезонной смерти и регенерации.
Символика конкретного дерева, разумеется, во многом определяется его породой. Так, дуб является символом мощи и долголетия, олива —мира, пальма — победы, осина — предательства, а кипарис — эмблемой печали и смерти.
В мифологии многих народов особое место отводится Мировому, или Космическому Древу Жизни, аллегорическому центру мироздания, связывающему воедино естественный и сверхъестественный миры.
Корни Мирового Древа омывают воды загробного мира, его ствол, взметнувшийся в небо, обвивает Змея — символ движущейся по спирали энергии земли, а крона пронзает космическое пространство. Растет Мировое Древо либо в раю, либо на священной горе (у каждого народа она своя, также как и представления о породе дерева). У шумеров в роли Мирового Древа выступает кедр, у финикийцев — кипарис, у арабов — пальма, у скандинавов — ясень, у славян — дуб. Для народов Восточной Европы Древо Жизни — это береза, для народов Сибири — лиственница, а для некоторых племен Южной Америки—бамбук. В тибетской традиции предпочтение отдается иве, в исламской — оливе и т.д.
В большинстве случаев Древо Жизни плодоносит, и его плоды даруют бессмертие. Чаще всего эти плоды имеют реальные аналоги (персики — у китайцев, фиги — у индусов, яблоки — у древних евреев), но иногда и сами плоды становятся плодом человеческой фантазии, как то видно, например, из мифов о джамбу— монгольском Древе Жизни. Само это название, «джамбу», якобы произошло от звука, с которым созревшие плоды падают в мифическое море Мапа- му, омывающее священную гору Джамбудвипа, где растет дерево.
Мировое Древо славян, похожее на громадный раскидистый дуб, связывает воедино обитаемый мир людей, подземный Мир Мертвых и девять небес. На чудесном дубе созревают семена всех существующих деревьев и трав, а на седьмом небе, на волшебном острове, живут прародители всех зверей и птиц.
Очень красочно описано в «Старшей Эдде» Мировое Древо скандинавов, гигантский ясень Иггдрасиль, соединяющий девять миров. Вечнозеленое Древо Жизни пропитано священным живительным медом. На его вершине сидят старый мудрый орел и ястреб Ведрфельнир («вылинявший от непогоды»), а корни дерева гложут дракон и змеи. По стволу бегает белка Рататоск («грызодуб»), своеобразный посредник между ними. Стоя на крыше Валгаллы, чудесного дворца Одина, листья ясеня щиплют олень Эйктюрмир и коза Хейдрун. Три корня Иггдрасиля простираются к миру людей, великанов и в Царство Мертвых. Под корнями чудесного ясеня находятся три источника: Урд («Судьба»), Хвергельмир («Кипящий Котел») и медовый источник мудрости Мимира. У источника Урда живут норны, богини судьбы. Они заботятся о дереве, поливают его из источника, чтобы ясень, подгрызаемый змеями, не засох. Рядом с Иггдрасилем возвышается главное святилище, где боги вершат свой суд.
Во многих традициях, в том числе и в библейской, Древо Жизни соседствует с Древом Смерти. В Библии последнее называется Древом Познания добра и зла. Отведав его запретного плода, Адам и Ева обрели мудрость, но одновременно навлекли на человечество проклятие смертности. Бог, явно опасаясь соперничества со стороны людей, изгнал их из сада Эдема. Уже после изгнания из рая Адама и Евы Бог приставил к Древу Жизни надежную стражу — ангелов с пламенеющими мечами, чтобы никто не посмел отведать его плодов и обрести бессмертие.
В языческой религии древних важное место занимал культ священных деревьев. Поклонение священным деревьям основывалось на вере в то, что в них обитают «древесные духи». У древних греков, например, они именовались дриадами. Вся жизнь дриады была связана с деревом: дриада вскрикивала от страха при виде грозящего дереву топора, испытывала боль, если дерево было поранено, и умирала нимфа вместе со срубленным стволом. Многие примитивные народы верили, что священные деревья плачут и истекают кровью под ударами топора, поэтому вырубать их считалось тяжким грехом и святотатством.
Стараясь задобрить духов священных деревьев, язычники совершали жертвоприношения, развешивая на ветвях дерева различные предметы или украшая их цветными лентами. Подобные приношения совершались практически повсеместно. Известный английский этнограф Э. Тайлор упоминает, в частности, о жителях Абиссинии (Эфиопии), приходивших со всех концов страны к священному дереву Воданабе, росшему на берегу реки Гаваш. Эфиопы приносили ему жертвы, поклонялись священному дереву и просили его духа наделить их здоровьем, богатством и долголетием.
Обычай стучать по дереву, чтобы защитить себя от сглаза, благополучно доживший до наших дней, связан именно с этой верой в добрых духов деревьев.
В древности считалось, что у каждого человека есть свой собственный дух-хранитель, обитающий в дупле конкретного дерева. Для того чтобы вступить с ним в контакт, нужно было трижды постучать по дереву и, обхватив его руками, сообщить духу свою просьбу. Во Франконии (Германия) еще в конце XIX века девушки ходили к священному дереву в день св. Фомы вопрошать древесного духа о том, какой муж им достанется.
Если существовала вера в добрых духов священных деревьев, защищавших человека, то естественно предположить и веру в злобных лесных духов. Действительно, обитатели острова Борнео, например, боялись рубить деревья, считая, что мстительные духи деревьев обязательно отомстят им за это, а жители Малайзии были уверены в том, что злобные «древесные демоны», обитающие в некоторых породах деревьев, поражают людей болезнями. У наших предков существовало поверье о «буйных» деревьях, при падении убивающих людей или разрушающих строения. Славяне полагали, что бревно из «буйного» дерева, попавшее в сруб новой избы, обязательно принесет будущим жильцам всевозможные беды.
Мировые религии в той или иной степени унаследовали древнюю языческую веру в священные деревья.
Наиболее отчетливо эта вера прослеживается в буддизме, где священные деревья играли немаловажную роль как предметы культа. Буддийская теология признавала существование древесных дивов и гениев. Считалось, что сам Будда во время своих перевоплощений 43 раза побывал древесным гением.
В индуизме древесина — символическое первичное вещество, воплощение Брахмы.
Христианство, враждебно настроенное по отношению к язычеству как таковому, выступало против культа священных деревьев. Тем не менее окончательно искоренить этот культ церковникам не удалось. Отголоски древних верований сохранились в праздничных ритуальных обрядах, связанных с почитанием Майского и Рождественского дерева.
Украшенное разноцветными лентами Майское дерево, эмблема весны и плодородия, уходит корнями к древним весенним ритуалам в честь древневосточных богов — покровителей земледелия. Эта традиция, воспринятая древними греками и римлянами, приобрела особую популярность в средневековой Англии.
Рождественское дерево, символ возрождения, получило признание во всех христианских странах мира. Церковь лишь приурочила языческий обряд украшения дерева к Рождеству Христову, однако он возник задолго до новой эры, вероятнее всего, еще в древнем Вавилоне. Разнообразные украшения новогодней елки живо напоминают о приношениях священным деревьям, а красивые шары, звезды и полумесяцы позволяют идентифицировать ее с мифологическим Космическим Древом, в ветвях которого сияют солнце, луна, звезды и планеты.
Имеется в христианстве и собственное проклятое дерево, одержимое злым духом. Это осина, символ предательства, так как именно на осине повесился предавший Христа Иуда. Осине, кроме того, приписывается магическое свойство вытягивать энергию из человека и других живых существ. Впрочем, именно это свойство сделало осиновый кол самым надежным оружием в борьбе с вампирами и оборотнями.
В христианской иконографии тоже не обошлось без чудесных деревьев. Одно из «правдивых» церковных преданий повествует о сухом дереве, которое внезапно расцвело пышным цветом после того, как его случайно задели гробом с телом епископа Зиновия. С тех пор св. Зиновия принято изображать с расцветшим деревом — символом воскресения. Дерево же с молящимся в его дупле отшельником — атрибут св. Вавона.
В геральдике оригинальной эмблемой памяти является родословное генеалогическое дерево, позволяющее человеку визуально проследить за всеми членами своей фамилии, начиная с полулегендарного пращура, застолбившего место у основания родословного дерева, и заканчивая ныне здравствующими родственниками, примостившимися на самых верхушках генеалогических ветвей.
Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…
Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…
Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…
Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…
Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…
Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…