Кабан и свинья как символ

Дикий кабан, он же вепрь — зверь отличающийся чудовищной силой, звериной яростью, поразительной живучестью и всегда сражается до конца. Эти качества кабана во все времена вызывали у человека смешанное чувство страха и восхищения. Дикий вепрь олицетворял у древних свирепую ярость, разрушительную силу, наглую агрессию и отчаянную отвагу. К этой общей символике можно добавить и частную: в Японии белый вепрь являлся эмблемой луны, в Иране — знаком солнца, а у древних кельтов матерый кабан символизировал духовную власть жрецов-друидов.

Иное дело — свинья. Невозможно отыскать другое столь же презираемое существо. Свинья, более по вине человека, нежели по своей собственной, является омерзительным символом физической и нравственной нечистоплотности, грубости, глупости, невежества, наглости, алчности, прожорливости, бесцеремонности и неблагодарности.

В мифологии языческих народов древности отношение к свинье совершенно иное, а для некоторых из них она была и вовсе символом самой Великой Матери. Древние кельты почитали ее под именем «седой старухи» Керидвен, а на Тибете величали Алмазной свиньей и Царицей небес. В культе греческой богини Деметры свинья отвечала за плодородие. В дни тесмофорий, религиозных празднеств в честь Деметры, свиней приносили в жертву, чтобы обеспечить хороший урожай зерновых.

Дикий свирепый вепрь — спутник многих грозных богов войны и власти: греческого Ареса, римского Марса, германского Бодана, скандинавского Одина, японского Хатимана. Другие боги сами принимали облик дикого кабана: египетский Сет, галльский бог — покровитель охоты Моккус, индуистский Вишну и др. По-видимому, боги справедливо считали образ вепря идеальным для боя и обращались к нему перед жестокой схваткой с врагом. Сет, перевоплотившись в черного вепря, вступил в поединок с могущественным богом света Гором и выбил ему глаз своим длинным острым клыком, а Вишну в образе вепря Вараха поддел на клыки землю, заполоненную демонами.

В мифологии прославляются подвиги отважных героев, сумевших одержать победу в схватке с диким вепрем. Геракл по заданию царя Эврисфея выступил против гигантского кабана, обитавшего на Эриманфской горе и наводившего ужас на окрестности города Псофиса (5-й подвиг Геракла). Прекрасно зная повадки свирепого зверя, Геракл загнал его в глубокий снег. Страшный кабан лишился возможности маневра и вскоре окончательно увяз в снегу. Герой связал кабана и живым доставил его в Микены. Вид чудовищного вепря был так ужасен, что царь Эврисфей в страхе спрятался в большой бронзовый сосуд.

В мировых религиях наши герои подверглись безжалостному развенчанию. В христианстве кабан стал символом тирании и беззакония, а свинья — грязным воплощением похоти. Презрение к последней звучит даже в словах Самого Христа, не советовавшего «метать бисер перед свиньями», так как грубая и невежественная хавронья не способна оценить ни физическую, ни нравственную красоту.

В иудаизме и исламе существует строжайшее табу на употребление в пищу свинины, а мусульманам категорически запрещено даже касаться нечистого животного.

В буддизме свинья — один из главных виновников человеческих страданий, олицетворение невежества и алчности, приковывающее человека к вечно вращающемуся дурному колесу сансары.

В изобразительном искусстве Ренессанса кабан или свинья, выражавшие символику похоти и разврата, являются атрибутами персонифицированного Распутства. Аллегорическая фигура Целомудрия с презрением попирает вепря ногами.

В западноевропейской геральдике эмблема вепря знаменовала воинскую доблесть, свирепую ярость и беззаветную отвагу. Белый вепрь был изображен в гербе мрачного шекспировского злодея, исторического Ричарда III. В своей последней битве при Босворте (1485) Ричард Глостерский сражался словно разъяренный вепрь, сошедший с его герба. Окруженный врагами со всех сторон, Ричард, подобно дикому кабану, обложенному сворой охотничьих собак, мужественно отбивался до тех пор, пока не скончался на месте от множества полученных ранений.

Другим ярким представителем европейского рыцарства, чей герб был отмечен эмблемой вепря, является нидерландский дворянин Гийом де Ла Марк по прозвищу Арденнский Вепрь (1446—1485). Всю свою жизнь он провел в яростной борьбе за епископский престол в Льеже, некогда принадлежавший его предкам. Потерпев на этом поприще ряд неудач, де Ла Марк обосновался в Арденнском лесу. Своими разбойничьими набегами Арденнский Вепрь долгое время наводил ужас на окрестности. В 1482 году, при очередной попытке овладеть Льежем, он был разбит войсками германского императора Максимилиана и бежал вглубь Нидерландов. В 1485 году рыцарь-разбойник де Л а Марк был схвачен и по приказу императора казнен.

В российской геральдике эмблема кабана использовалась редко и только в качестве «говорящей» (например, в гербе города Рыльска, где на желтом поле изображена черная кабанья голова).

admin

Recent Posts

Паук как символ и знак

Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…

4 месяца ago

Крокодил как символ и знак

Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…

4 месяца ago

Коза (козел) как символ и знак

Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…

4 месяца ago

Пчела как символ и знак

Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…

4 месяца ago

Матпакке – норвежский ланч с собой

Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…

4 месяца ago

Бабочка как символ и знак

Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…

5 месяцев ago