Гора — величественный природный символ вечности, превосходства, постоянства, чистоты, гармонии, устремленности и духовного подъема. Во все века люди с восхищением и благоговением взирали на заснеженные пики гор, взметнувшиеся выше облаков и пронзающие сами небеса.

Неудивительно, что у древних народов горы считались местом соединения неба и земли, центром или осью мира, обителью бессмертных богов. Вершины гор рассматривались как пуп Земли, а иногда — как вход в тоннель, откуда начинается дорога в Царство Мертвых.

В мифологии древних упоминаниям о священных горах нет числа. Для иллюстрации приведем лишь несколько примеров.

Амэ-но Кагуяма — в японской мифологии священная гора, якобы упавшая на землю с небес и отождествляемая с одной из трех гор вблизи города Сакураи. Японцы считали ее обиталищем Ямато — бога- покровителя данной местности. На этой горе проводились различные религиозные церемонии и празднества, а землю с ее склонов использовали для гадания.

Гунунг Агунг («Великая Гора») в мифах жителей острова Бали — ось мироздания и центр земли, Мировая Гора, населенная великими богами. Ее идентифицируют с реальной горой, расположенной на востоке острова.

Куньлунь — в древнекитайской мифологии священная Мировая гора, находящаяся где-то у западных рубежей Китая. Китайцы верили, что с ее головокружительных вершин, возносящихся на 7 тысяч километров над землей, низвергается бурная Хуанхэ — «горе Китая», река, часто меняющая свое русло и затопляющая огромные пространства страны, что объяснялось, конечно же, гневом богов. Тем не менее вершину Куньлуня люди представляли себе настоящим раем с висячими садами, прозрачным нефритовым источником и Древом Бессмертия, плодоносящим раз в тысячу лет чудесными персиками.

Лойсаомонг в представлении шанов, народа тайской языковой группы, населяющего Шаньское нагорье в северо-восточной части Бирмы, — Мировая гора и центральный столп мира, образовавшаяся из цветка лотоса, посланного когда-то на землю богами. Из листьев этого божественного лотоса в незапамятные времена возникли и земные материки.

Мандара — священная гора индусов, описанная в «Махабхарате». Ее вершина, населенная богами, возвышается над землей на 44 тысячи километров, и на столько же гора уходит в толщу земли. Скорее всего, прототипом Мандары послужил один из горных пиков в Гималаях.

Меру — Мировая гора в мифологии тех же индусов, предстающая не только центром земли, но и осью Вселенной, поскольку вокруг нее вращаются все звезды, Солнце, Луна и планеты.

Олимп — основная резиденция греческих ботов-олимпийцев, возглавляемых великим Зевсом. В заоблачных золотых чертогах, возведенных богом — мастером Гефестом, небожители ведут праздную жизнь среди пиров и развлечений, а в перерывах между ними активно вмешиваются в земные дела смертных.

Нарнас, гора в центральной Греции, посвященная музам, является символом поэтического искусства. С вершин Парнаса берет начало священный Кастальский источник, а на одном из его склонов расположился знаменитый Дельфийский оракул с храмом Аполлона.

Каф — священная изумрудная гора у мусульман, выражающая в аллегорической форме идею покорности, характерную для ислама. Мусульманская легенда повествует о том, как Мухаммед однажды приказал горе Каф прийти к нему, но гора конечно же осталась стоять на месте. Тогда великий пророк, смирившись, сам пошел к ней («Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе»).

Сумеру («Великолепная», «Величественная») — Мировая гора в монгольской мифологии, поднимающаяся из бездонных глубин океана и возносящая свой пик в космическое пространство. Северный склон этой чудесной горы сложен из золота, восточный — из серебра, западный — из яхонта, а южный — из лазурита. Сумеру окружают 12 континентов, и лишь один из них, Джамбудвипа, расположенный с южной стороны горы, населен людьми.


У Юэ — в китайской мифологии сразу пять священных гор: Бэйюэ, т.е. «Северный пик»; Сиюэ — «Западный пик»; Дунъюэ — «Восточный пик»; Наньюэ — «Южный пик» и Чжунъюэй — «Срединный пик». Этим священным горам соответствуют реальные Хэншань, Хуашань, Тайшань, Хуншань и Суншань.


Как нетрудно заключить из всех этих примеров, фантастические священные горы древних народов обычно имели свои земные прототипы. Объяснить такую ситуацию проще простого: с помощью метода гиперболизации, весьма характерного для древних, реальная, пусть и очень высокая гора раздувалась до исполинских размеров Мировой Горы и достигала неимоверной высоты.

Но вот одна интересная особенность: многие фантастические горы часто представляли ступенчатыми. В реальности люди стремились подражать этой особенности мифических гор, возводя подобные им архитектурные объекты. Так возникли азиатские пагоды, вавилонские зиккураты, ступенчатые пирамиды Центральной Америки и Египта (например, пирамида Джосера, фараона III династии). Все это совсем не случайно: дело в том, что ступени гор, пирамид, зиккуратов и пагод символизировали духовный подъем, последовательные стадии духовного просветления.


В иудаизме и христианстве мы также встречаем священные горы. В одном месте в Библии упоминается божество Ваал-Пеор (дословно: «Господин горы Пеор»), обитающий на священной горе, находящейся где-то к северо-востоку от Мертвого моря. Пророк Илия на горе Кармел торжествует над жрецами Ваала, а на горе Хорив слышит глас Божий. На горе Синай Бог является Моисею. Иисус Христос произносит там же Свою Нагорную проповедь, а с Масличной горы возносится в небо. Армагеддон, место последней битвы сил зла с воинством добра, знаменующей конец времен, — это тоже гора, находящаяся в окрестностях палестинского города Мегиддо. Место это, разумеется, выбрано неслучайно: дело в том, что в древности именно там произошло несколько крупных сражений. В частности, в XV веке до н.э. египетский фараон Тутмос III разгромил под Мегиддо коалицию царьков городов-государств Сирии, Финикии и Палестины, возглавляемую царем Кадеша, и после семимесячной осады взял город.

Священный статус горам придают не только вымышленные боги и духи, якобы обитающие на них, но и вполне реальные могилы святых, устроенные на вершинах и склонах гор. Так, в горах близ озера Фиала, что в Северной Палестине, среди дубовой рощи расположено святилище знаменитого мусульманского шейха Османа Газури. На вершине самой высокой из гор Галаада, Джебель-Оша, можно видеть предполагаемую могилу пророка Осии — святого, равно почитаемого и мусульманами, и иудеями, и христианами. В горах Ливана на высоком утесе у реки Авали стоит куполообразное сооружение — так называемая могила Авеля, место паломничества и поклонения для мусульман. Подобные нагорные святилища есть и в горах Афганистана.

В средневековых легендах о Граале, священной чаше с Тайной Вечери, содержащей то ли кровь Христову, то ли чудодейственный жизненный эликсир, иногда указывается место хранения реликвии — замок на горе Салват (Монсаль-ват). В горных пещерах волшебным сном спят бессмертные герои, чье ожидаемое пробуждение возвестит о наступлении на земле «золотого века». Это относится и к легендарному британскому королю Артуру, почившему в одной из пещер волшебного острова Аваллон, и к вполне историческому германскому императору Фридриху II, заслужившему у современников необычное прозвище — «Удивление мира». Согласно немецкой легенде, «удивительный» император сокрыт в толще горы Кюфхойзер. Там, в пещере, охраняемой троллями, он спит за каменным столом, подперев рукой голову. Чем дольше он спит, тем длиннее отрастает его борода, успевшая уже дважды обвиться вокруг ножек стола. Когда же она обовьется и в третий раз, Фридрих проснется и выйдет из пещеры. Тогда-то и наступят на земле счастливые времена.

Итак, мифы и легенды окружили горы благолепным ореолом святости. Горам поклонялись, их обожествляли и почитали. Но нет правил без исключений. Германская гора Броккен, шведская Блокула и Лысая гора на Украине приобрели у суеверных жителей Европы совсем иную славу. Эти горы, куда в Вальпургиеву ночь слетались на шабаш ведьмы, где происходили омерзительные богохульные оргии с участием самого Сатаны, вызывали не благоговение, а леденящий ужас. Немало испортили репутацию гор и разбойники, скрывавшиеся на их лесистых склонах. О горах Трансильвании, кишмя кишевших вампирами и оборотнями, нечего и говорить.

В изобразительном искусстве горы представлены как в непосредственном, так и в опосредованном виде. В первом случае гора олицетворяла мужское начало, а во втором ее символом выступали треугольник, ступени, корона, крест или звезда.

В геральдике гора — очень распространенная эмблема, имеющая множество различных вариаций. Гора изображалась и в виде отдельной скалы, и с двумя вершинами, и как троехолмие. Гора с пламенем, вырывающимся из ее жерла, символизировала маяк или сторожевой пост. Нередко гора использовалась и как «подставка» для других геральдических фигур — башен, деревьев, зверей или птиц.

До наших дней эмблема горы сохранилась в гербах европейских государств, являвшихся в Средние века провинциями империи Габсбургов — Венгрии, Чехии и Трансильвании: эта гордая эмблема была призвана подчеркнуть их автономию.

В русской геральдике горы изображались произвольно, в натуральном виде скал или холмов, и окрашивались в различные цвета. Так, в «говорящем» гербе Красноярска гора окрашена в красный цвет, а в гербе Хабаровска запечатлены две отдельно стоящие серые скалы с пламенем, вырывающимся из их вершин.

В советской геральдике в гербах некоторых союзных республик были изображены конкретные, а не стилизованные горы: в гербе Армении — легендарный Арарат, в гербе Грузии — Казбек, в гербе Киргизии — Западный Аламедин.

В эмблематике образ горы также оказался востребован. В 1073 году французский отшельник Этьен де Мюре основал монашеский орден Великой Горы (Гран-мона), отличавшийся исключительно строгим уставом. Братья ордена, доходившие до крайней степени аскетизма, стремясь избежать любых контактов с внешним миром, возлагали все заботы о материальном обеспечении общины на послушников из числа мирян.

Титул «Старца Горы» носил основатель могущественной исламской секты ассасинов-гашишитов Хасан ибн Шаббат (1033—1124). Фанатики-ассасины, беззаветно преданные своему повелителю, имевшему главную резиденцию в труднодоступных горах Сеистана, наводили ужас даже на монархов Европы.

В годы Великой французской буржуазной революции (1789—1794) Горой именовали представителей политической группировки радикально настроенной буржуазии. Название это возникло вследствие того, что депутаты-монтаньяры занимали на заседаниях революционного Конвента ряды верхнего яруса.

В наше время горы выступают в качестве неофициальных эмблем некоторых государств или областей. Так, неофициальным символом Италии считается Везувий, Сицилии — Этна, Швейцарии — Монблан, Греции — Олимп, Японии — Фудзияма, Непала — Гималаи.

В военном деле горы нередко становились свидетелями мужества, доблести и славных подвигов человека.

По материалам: Энциклопедия знаков и символов / О.В. Вовк

admin

Recent Posts

Паук как символ и знак

Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…

4 месяца ago

Крокодил как символ и знак

Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…

4 месяца ago

Коза (козел) как символ и знак

Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…

4 месяца ago

Пчела как символ и знак

Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…

4 месяца ago

Матпакке – норвежский ланч с собой

Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…

4 месяца ago

Бабочка как символ и знак

Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…

5 месяцев ago