Великие мудрецы древности были глубоко убеждены в важнейшем предназначении божественных чисел, выражающих универсальные законы времени и пространства. Они верили в то, что числа — первооснова мироздания, и боги управляют вселенной с их помощью. Для того чтобы познать все тайны мира, человек должен научиться проникать в сокровенную суть чисел, понять их символику, скрытую за абстрактной оболочкой цифр.
Числа выражают самую глубинную сущность вещей и явлений. Древнегреческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) любил повторять: «Все в мире есть числа». В вечном круговороте четных и нечетных чисел основатель религиозно-философской школы пифагорейцев усматривал воплощение уникального закона единства противоположностей’. конечного и бесконечного, прямого и искривленного, круглого и квадратного, лучшего и худшего. У греков нечетные числа символизировали мужское, активное начало, а четные, соответственно, женское и пассивное. Китайцы в нечетных числах видели отражение принципа «ян» — небесного, постоянного и благоприятного, а в четных — противоположный ему принцип «инь» — земной, изменчивый и неблагоприятный.
Древние упорно пытались постичь мистическую тайну чисел. Мудрые вавилоняне уделяли пристальное внимание числовой характеристике времени; ацтеки, трепетно относившиеся к числам, отождествили каждую цифру с конкретным божеством, качеством и цветом; а каббалисты, закрепившие за каждой буквой иврита определенное число, заложили основы нумерологии.
Чисел, как известно, бесконечное множество, поэтому здесь раскроем символику лишь тех из них, чья непостижимая магическая сила всегда вызывала у человека наибольший интерес.
Ноль — самое таинственное и противоречивое число, символ пустоты, небытия, первозданного хаоса, но в то же время — эмблема абсолютности, вечности и бесконечности Вселенной. Пифагор считал, что эта загадочная цифра заключает в себе все сущее. Подтверждение его мысли мы находим в мифологии многих народов мира, где утверждается, что Вселенная возникла из Мирового космического яйца (подробнее об этом см. главу «Яйцо»).
В каббале ноль ассоциируется с Богом, именующимся Эйн, что в переводе с иврита означает «то, чего нет». Бог есть абсолютное Ничто: Он создал мир и поддерживает его существование, но сам Творец не существует, ибо стоит вне бытия, хотя и отражается в каждой мельчайшей частичке мироздания.
Единица — важнейшее мистическое число, символ начала, единства и цельности, воплощение божественной сущности и аллегория космической оси. Применительно к человеку число «1» символизирует мужчину, человеческое «я» и одиночество.
Во всех мировых религиях единица олицетворяет Бога. В конфуцианстве это число ассоциируется с первоматерией и мистическим центром, послужившим первопричиной и источником бытия.
В средневековой алхимии единица символизировала единство и источник жизни.
Для пифагорейцев число «1» являлось отправной точкой, началом любого вычисления.
Удивительным качествам единицы посвящены глубокие размышления интересного латинского писателя Амвросия Феодосия Макробия (IV— V вв. н.э.), приведенные в его книге «Комментарий на “Сон Сципиона”»: «Единица, т.е. монада, пребывает одновременно мужем и женой, будучи сама четом и нечетом, и, не будучи сама числом, является источником и началом чисел. Начало и конец всего, сама она не ведает ни начала, ни конца, указуя на высшее божество и отделяя его от множества вещей и сил, от него проистекающих, и небезосновательно ты отведешь ей следующую после бога ступень. Она есть ум, из высшего божества произросший, не подверженный действию времени, но вечно пребывающий в настоящем; всегда неизменная, сама она счислению не поддается, однако творит из себя и в себе содержит бесчисленные виды родов (вещей)».
Основное символическое значение двойки заключается, конечно, в ее двойственности. Число «2» выражает неразрывное единство сбалансированных противоположностей’. жизни и смерти, материи и духа, бога и дьявола, мужчины и женщины, добра и зла, положительного и отрицательного, белого и черного, воды и огня, дня и ночи и т.д.
В мифологии эту мысль наиболее наглядно иллюстрирует древнеримский двуликий Янус, бог дверей, повелитель входов и выходов. Два лица Януса, обращенные в противоположные стороны, намекают на его власть над двумя ипостасями времени: одно из них вглядывается в прошлое, а второе пронзает взглядом плотную завесу будущего.
В дуалистической религии маздеист- ского Ирана двойка олицетворяет противостояние доброго и злого богов: светлого
Ахурамазды и мрачного Аримана. Принцип дуализма положен в основу многих религиозных культов, в том числе и древнеславянского (Белобог и Чернобог), а в даосизме он представлен противоположными принципами «инь» и «ян».
В алхимии число «2» также выражает двойственность и противоположность природных свойств вещества: постоянства и летучести.
Тройка — это синтез, творческий потенциал, созидание и любовь, как мистическая сила, связывающая двоих и порождающая третьего.
Пифагор и Аристотель считали это число воплощением гармонии и законченности, поскольку в нем слиты воедино начало, середина и конец. Тройка — число человека, соединяющего в себе тело, дух и душу.
В странах Востока тройка — священное число: у китайцев оно символизирует святость, законность и совершенство, а японцы чтят как бесценные реликвии три «священных сокровища»: меч, зеркало и драгоценный камень.
В древнеиндийской мифологии Три- лока, триединая вселенная, состоит из трех миров: небесного, земного и подземного (загробного царства). У балтийских славян властителем аналогичных трех миров являлся Триглав — верховное трехголовое божество.
В античной мифологии насчитывается множество сказочных женских триад: Грайи, Грации, Гарпии, Горгоны, Парки, Фурии и др., а у кельтов — три Матроны.
В фольклоре народов мира обычно фигурируют три царских сына или три девицы. Главный герой сказки разгадывает три загадки, проходит три испытания, делает выбор между тремя дорогами, имеет три желания или три волшебных предмета и т.д. В русских былинах прославляются подвиги трех богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.
Во всех политеистических религиях власть над миром поделена между тремя верховными богами. Египетская божественная тройка представлена Осирисом, Исидой и Гором; индуистскую тримурти составляют: творец Брахма, хранитель Вишну и разрушитель Шива; греческая триада включает в себя Зевса, Посейдона и Аида, причем печатью священного числа «3» отмечены даже атрибуты их власти — тройная молния Зевса, трезубец Посейдона и трехглавый адский пес Аида. Триады главных богов существовали в культе скандинавов, кельтов, инков, ацтеков и многих других народов. Эта тенденция сохраняется даже в монотеистическом христианстве, где триединство одного бога выражается через христианскую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух).
Магия числа «3» проявляется в инду- изме через тройной мистический звук «аум», символизирующий вечный ритм космоса или божественное дыхание, в буддизме священные тексты Трипитаки распадаются на три части; а в христианстве тройка персонифицирует главные добродетели — Веру, Надежду и Любовь.
В алхимии божественное число символизирует три важнейших вещества: серу, ртуть и философскую соль, которые, по мнению Парацельса, укрепляют здоровье, уничтожают недостатки и оберегают старость.
Легендарным кумиром и покровителем всех алхимиков считался Гермес Трисмегист («Трижды величайший»), чьим прототипом явился египетский бог мудрости Тот.
В астрологии тройка рассматривалась как динамическое, творческое число, символ расширения космоса и эмблема наибольшей планеты солнечной системы — Юпитера.
Четверка — важнейшее мистическое число, знаменующее абсолютное всемогущество, вездесущность, всецелость, власть над временем и пространством.
В природе число «4» ассоциируется с четырьмя элементами (землей, водой, огнем и воздухом), повелевает четырьмя сторонами света и делит время на большие и малые «четырехгранные» шкалы. Большая включает в себя год, месяц, неделю и день, а малая — сутки, час, минуту и секунду. Главные временные категории каждой шкалы также подвластны магии четверки: год она дробит на четыре сезона — весну, лето, осень и зиму, а сутки — на утро, день, вечер и ночь.
В мифологии майя четыре божественных брата Бакаты, стоящие по четырем углам вселенной, удерживают на своих руках небо. Индийский четырехликий бог Брахма господствует над четырьмя элементами. В религии Бон четыре могущественных карлика охраняют стороны света. В китайской мифологии почитались четыре священных животных: ци- линь (единорог), фэнхуан (феникс), лун (дракон) и гуй (черепаха). В мифах вавилонян, индийцев, иранцев, германцев и скандинавов четыре реки, несущие воды духовности и бессмертия, вытекают из- под корней Мирового Древа.
В пропаганде христианской религии огромную роль сыграли четыре евангелиста: Иоанн, Марк, Матфей и Лука, а в индуизме общество было расколото на четыре замкнутые касты (брахманов, кшатриев, вайшья и шудр).
В Индии и Китае четверка являлась эмблемой Земли, поскольку древние представляли себе нашу планету в виде квадрата с плоскими сторонами. А вот в Японии это число смерти’, иероглиф «си», его обозначающий, созвучен со словом «смерть». По этой причине суеверные обитатели Страны восходящего солнца всячески избегают роковой цифры: в Японии нет ни квартир, ни домов, ни этажей, ни больничных палат с таким номером.
У пифагорейцев число «4» — символ человеческой души. О значении для них этого числа можно судить по следующим словам Амвросия Феодосия Макробия: «Четверка почитается пифагорейцами… как число мистическое, символ совершенства души, отчего ввели ее в священную формулу своей клятвы: «Клянусь тем, кто придал нашей душе (вид) четверки».
Пятерка — универсальный символ человека и его пяти чувств (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние). Графически эта символика передавалась человеком, стоящим с раскинутыми в разные стороны руками и широко расставленными ногами, т.е. в виде пятиконечной звезды (пентаграммы).
Пятерка ассоциируется с любовью и сексуальной энергией, центром и сердцем, силой и здоровьем, а у пифагорейцев она олицетворяла священную неразрывную связь земли и неба.
В мифологии число «5» имеет непосредственное отношение к некоторым небожителям: индуистскому Шиве, чьей эмблемой была пятиконечная звезда; римской Венере, чью красоту и сексуальность она выражала; ацтекскому Кетцаль- коатлю, восставшему на пятый день из Царства Мертвых, и др.
В религии Китая и японском буддизме священная пятерка, вмещавшая в себя четыре стороны света и мистический центр, являлась символом мироздания. В иудаизме это число знаменовало божественную силу, в христианстве — пять ран Христа, а в исламе — пять заповедей веры’, намаз (ежедневную пятикратную молитву), ритуальное омовение, ураза (пост в священном месяце Рамазане), закят (налог в пользу бедных) и хадж (паломничество в Мекку).
В алхимии пятерка символизировала квинтэссенцию — мистический пятый элемент.
Число «6» — замечательный символ союза, равновесия, баланса, гармонии и красоты, а для пифагорейцев — еще и эмблема удачи и счастья. Такая великолепная символика основана на удивительных свойствах шестерки, раскрытых, в частности, римлянином Макробием: «Что до шестерки, которая при сложении с единицей дает семерку, то она обладает множеством разнообразных достоинств и смыслов. Первое то, что она единственное число, из входящих в десятку, которое может быть образовано частными, от него же (полученными). Ведь вторая, третья и шестая часть шестерки, а именно три, два и один, вместе составляют шесть…»
В астрологии это число красоты и гармонии стало эмблемой небесной красавицы — планеты Венеры.
Семерка — волшебное, магическое число, знак совершенства, космического порядка и завершенности цикла. Эту символику во многом предопределили семидневные фазы луны и семь известных в древности небесных тел нашей солнечной системы. В семерке воплощалась и главная тайна мироздания, поэтому неразрешимую загадку мы называем «тайной за семью печатями».
В каждой религии это звездное число ассоциировалось с божественными силами. В Древнем Египте семерка — эмблема Осириса, символ его бессмертия’, в культе иранского Митры — семь степеней посвящения; в индуизме — семь ипостасей Будды; в иудаизме — семь религиозных празднеств, Семь столпов мудрости и семь дней Творения; в исламской традиции Вселенная состоит из семи земель, морей и небес, семь ступеней ведут в ад и такое же количество дверей преграждает путь в райские сады. В христианстве, наиболее непоследовательной из всех религий, число «7» обладает как позитивной, так и негативной символикой: церковная обрядность насчитывает семь главных таинств (крещение, причащение, конфирмация, исповедь, священство, церковный брак, соборование), но, с другой стороны, отцы христианства заклеймили семь смертных грехов: гнев, скупость, зависть, гордыня, чревоугодие, прелюбодеяние и лень.
В астрологии семи известным в древности и Средневековье «блуждающим звездам» соответствовали семь дней недели: Солнце «управляло» воскресеньем, Луна — понедельником, Марс — вторником, Меркурий — средой, Юпитер — четвергом, Венера — пятницей, Сатурн — субботой.
В истории человечества магическое число «7» олицетворяло все самое великое и чудесное. Древние греки восхваляли Семь выдающихся мудрецов античности: Фалеса, Бианта, Солона, Питтака, Клео- була, Хилона и Периандра. В эллинистическую эпоху выделяли семь непревзойденных шедевров архитектуры и искусства, именуемых Семью чудесами света: египетские пирамиды, «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе (сожженный маниакально честолюбивым злодеем Геростратом), Колосс Родосский, мавзолей в Галикарнасе и Александрийский маяк.
Великий Рим, гордый властитель Древнего мира, стоял на семи холмах (Авентин, Палатин, Квиринал, Капитолий, Вими- нал, Эсквилин и Целий). В этом геологическом факте самонадеянные римляне усматривали особую милость и благоволение богов к Вечному городу и его гражданам.
В Средние века наибольшим почетом пользовались Семь свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия, логика и музыка.
Трудно сказать, видна ли в том рука судьбы или божественный промысел, но политическому объединению Китая предшествовала грозная «эпоха сражающихся царств» (V—III вв. до н.э.), когда в стремлении захватить власть над всей Поднебесной столкнулись семь могущественных царств: Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Через некоторое время та же история повторилась и в Англии, где в VI—VII веках н.э. боролись друг с другом семь англосаксонских королевств: Кент, Уэссекс, Сассекс, Эссекс, Мерсия, Нортумбрия и Восточная Англия.
Восьмерка — воплощение гармонии, равновесия, порядка и стабильности. Восьмерка парадоксальна и универсальна, так как составляющие ее две четверки или четыре двойки выражают единство и борьбу противоположностей, т.е. главный закон космического миропорядка. Если семерка знаменует завершенность цикла, то превышающая ее на единицу восьмерка символизирует начало нового периода, обновление и возрождение. Вместе с тем это удивительное число является моделью безграничной Вселенной, недаром в японской традиции оно означает множественность, а в математике та же цифра, изображенная горизонтально, служит знаком бесконечности.
В античной философии восьмерка олицетворяет единство четырех первоэлементов, разбитых на две противоположные пары (огонь — вода, земля — воздух) и их взаимно противоположных свойств (тепло — холод, сухость — влажность). Для пифагорейцев она была эмблемой мудрости, благоразумия и справедливости. Макробий, комментируя столь высокую ее оценку представителями этой знаменитой философской школы, писал:
«Что до пифагорейцев, то они именовали восьмерку справедливостью, как первое число, разложимое на такие парно-равные числа, то есть две четверки, которые, делясь, вновь образуют два тождественных четных числа, т.е. две двойки. И составляется восьмерка точно так же: два раза дважды два».
В мифологии восьмерка — священное число египетского Тота и греческого Гермеса. В китайской даосской мифологии особое место занимает группа легендарных героев — Восемь Бессмертных, в которую входят: Люй Дунбинь, Ли Тегу- ай, Чжан Голао, Чжунли Цюань, Цао Гоц- зю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и единственная женщина, «бессмертная дева» Хэ Сяньгу. Принадлежащие им атрибуты составляют 8 символов бессмертия’. флейта, меч, веер, бамбуковая трость, калебаса, корзина с цветами, кастаньеты и лотос. Каждый из них наделен особыми волшебными функциями: меч Люя призван карать демонов, веер Чжунли — оживлять мертвых, белый лотос Хэ, чей стебелек изогнут в форме священного жезла жуй, подобно волшебной палочке способен исполнять желания и т.д.
Во всех мировых религиях число «8» играет крайне важную роль. В исламе восемь ангелов, поддерживающих трон Аллаха, олицетворяют стабильность божественного миропорядка. В буддизме, где свято почитаются восемь заповедей Будды, восьмеричный путь, включающий в себя праведные суждения, побуждения, речи, усилия, действия, отношение к жизни, духовную деятельность и созерцание, указывает гармоничный, умеренный образ жизни, ведущий к спасению. Лотос с восемью лепестками-чакрами у буддистов является эмблемой доброго предзнаменования.
В христианстве восьмерка символизирует возрождение и обновление. Причина данной символики заключается в том, что воскресение Христа подается здесь как «восьмой день творения». В христианском культе и эмблематике есть немало примеров, иллюстрирующих сакральное значение восьмерки. Эмблемой воскресения Христа служит восьмиконечный мальтийский крест, а духовное обновление человека через таинство крещения отражено в восьмигранной форме крестильной купели.
В христианской иконографии восемь лучей имеет Вифлеемская звезда, возвестившая миру о рождении Спасителя. В буддистской иконографии восемь спиц колеса сансары свидетельствуют о бесконечном числе перерождений человека, не следующего спасительным заповедям Будды.
В магии североамериканских индейцев подобное колесо рассматривалось в качестве восьмисторонней модели Вселенной, включающей четыре основных стороны света и четыре промежуточных направления (северо-восток, северо-запад, юго-восток и юго-запад).
Объемную модель мира лучше всего представляет число «8» в квадрате, т.е. восьмерка, умноженная на самое себя. Древняя китайская мантика, основанная на знаменитой «Книге Перемен», оперирует восемью триграммами, знаменующими восемь главных состояний мира. Различные комбинации этих триграмм образуют 64 предсказания, охватывающие все стороны личной и общественной жизни человека. Те же магические цифры легли в основу самой мудрой игры всех времен и народов. Каждая сторона шахматной доски разделена на восемь клеток, а всего их — 64. Шахматы — дуалистическая модель мира древних индусов, поле вечной борьбы между светлыми силами добра и темными легионами зла.
В истории России конца XIX — начала XX века цифра «8» сделалась мерилом социальной гармонии, так как важнейшим экономическим требованием российского пролетариата было узаконение 8-часового рабочего дня. В царской России рабочие подвергались жесточайшей эксплуатации; на многих предприятиях продолжительность рабочего дня составляла 12—14 часов в сутки. Справедливое требование рабочих предполагало гармоничное разделение суток натри периода по восемь часов: 8 часов — на труд, 8 часов — на личную жизнь и 8 часов — на отдых (сон). Однако антинародная власть неизменно поддерживала алчных капиталистов, ради получения сверхприбылей выжимавших из рабочих все соки, и только советское правительство всего через несколько дней после захвата власти издало декрет о 8-часовом рабочем дне (29.10.1917).
Замыкающую цифровой ряд девятку пифагорейцы называли «пределом всех чисел». Девятка — утроенная триада, символ абсолютного совершенства и законченности. Доказательства тому человек находил и в космосе, и на земле, и даже под землей. Готовясь к выходу в большой мир, человеческий плод девять месяцев зреет и набирается сил в утробе матери. В солнечной системе, образующей мир ближнего космоса, вращаются девять планет. В китайской мифологии небо составляют девять сфер (Цзю Тянь): четыре небесные сферы ориентированы по четырем сторонам света, другие четыре — по промежуточным направлениям, а девятая — по центру. На земле им соответствуют девять частей Поднебесной, поскольку легендарный император и землеустроитель Великий Юй, «измерив своими шагами Девять Гор, Девять Рек и Девять Болот, разделил землю на Девять Областей».
Грозную законченность девятки получил в мифологии майя и ацтеков Микт- лан — мрачный подземный мир мертвых, разделенный на девять ярусов. Христианский ад тоже состоит из девяти концентрических кругов, а ведут туда девять врат. По распространенному морскому поверью, судну несет погибель роковой «девятый вал» — гигантская стена воды, вздымающаяся почти до небес.
В греческой мифологии законченную полноту совершенства олицетворяют девять прекрасных муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Евтерпа — муза лирики, Эрато — муза любовных песен, Мельпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза астрономии и Полигимния — муза священных гимнов.
В христианской религии законченность миропорядка, согласно учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), выражают девять ангельских чинов, распределенных по трем триадам. Первую (высшую) триаду составляют серафимы, херувимы и престолы; вторую — господства, силы и власти, а третью, наиболее близкую к миру людей, — начала, архангелы и ангелы.
Божественную сущность девятки признают и другие религии: в индуизме она символизирует священный огонь бога Агни; в иудаизме — свет истины, а в буддизме — высшую духовную силу.
Число «10» — символ всецелостности, завершенности и совершенства. В античной философии, в частности у пифагорейцев, десятка считалась универсальным числом мироздания, обозначавшимся десятиконечной звездой. Десятка повелевала микрокосмосом (человеком) и макрокосмосом (Вселенной): на целостность первого из них указывали 10 пальцев рук, на законченное совершенство второго — 9 планет с Солнцем в центре. В китайской философии число «10», символизировавшее равновесие и гармонию, изображалось иероглифом в виде равностороннего креста.
В китайской и корейской мифологии представлены 10 даосских символов вечной жизни’, солнце, гора, камень, вода, облако, олень-марал, водяная черепаха, журавль, сосна и «трава бессмертия». Диюй, китайский ад, разделен на десять судилищ. В девяти из них обретаются души грешников, осужденные на те или иные мучения за совершенные на земле преступления. В десятое судилище направляются после смерти души безгрешных людей. После тщательной проверки они получают там право на возрождение и путевку в новую жизнь.
В религии древних евреев составляющие десятку единица и ноль знаменуют божественное проявление, поэтому в иудаизме и христианстве почитаются именно десять заповедей Бога, а церковь требовала от верующих жертвы в виде уплаты десятины (десятой части урожая или собственности).
В истории это число обозначает определенную веху в жизни человечества’. малую веху отмечает декада (10 дней), большую — десятилетие.
В военном деле десяток бойцов, спаянных железной дисциплиной в единое войсковое подразделение во главе с десятником, составлял основу многих армий эпохи Средневековья. В войске Чингисхана, например, каждый солдат головой отвечал за всех товарищей из своего десятка; в случае бегства с поля боя одного из них смертной казни предавали весь десяток. В римской армии испытанным средством для борьбы с дезертирством была децимация (казнь каждого десятого легионера по жребию). Децимация, применявшаяся в первые века существования Рима, впоследствии была отменена. Однако во время грандиозного восстания Спартака (74—71 гг. до н.э.) Марк Красс, взбешенный успехами гладиаторов и трусостью римских солдат, был вынужден возродить жестокий древний обычай. Вот что сообщает по этому поводу великий греческий историк и биограф Плутарх (I в. н.э.):
«…Красс… вновь вооружил разбитые части, но потребовал от них ручательства в том, что оружие свое они впредь будут беречь. Отобрав затем из них пятьсот человек — главных виновников бегства — и разделив их по десять человек, он приказал предать смерти по одному из каждых десяти, на кого укажет жребий. Красс возобновил, таким образом, бывшее в ходу у древних и уже с давних пор не применявшееся наказание; этот вид казни сопряжен с позором и сопровождается на глазах у всех жуткими и мрачными обрядами».
Двенадцать — символ вечного цикла времени, завершенности и конечности, поскольку год состоит из 12 месяцев, а день и ночь — из 12 часов. В Китае эпоху составляют 12 двенадцатилетних периодов.
В греческой мифологии величайший герой Эллады Геракл совершил 12 блистательных подвигов: 1) задушил немейско- го льва; 2) убил лернейскую гидру; 3) перестрелял стимфалийских птиц-людо
едов; 4) поймал быстроногую кериней- скую лань; 5) победил свирепого эриман- фского вепря; 6) очистил конюшни царя Авгия; 7) укротил огнедышащего критского быка; 8) обуздал кровожадных коней Диомеда; 9) добыл золотой пояс царицы амазонок Ипполиты; 10) пригнал коров Гериона; 11) увел из подземного царства адского трехглавого пса Цербера; 12) с помощью титана Атланта раздобыл золотые яблоки Гесперид.
В астрологии звездное небо поделено на 12 знаков зодиака (Водолей, Козерог, Стрелец, Скорпион, Весы, Дева, Лев, Рак, Близнецы, Телец, Овен, Рыбы).
В религии древних греков и римлян выделяют 12 главных богов-олимпийцев: Зевса (Юпитера), Посейдона (Нептуна), Аида (Плутона), Геру (Юнону), Аполлона (Феба), Артемиду (Диану), Афину (Минерву), Афродиту (Венеру), Деметру (Цереру), Диониса (Бахуса), Ареса (Марса) и Гермеса (Меркурия).
В Библии упоминаются 12 сыновей Иакова, 12 колен Израилевых, 12 плодов Древа Жизни, 12 ворот Святого Града, 12 звезд в короне Девы Марии. У Христа было 12 учеников-апостолов: Петр, Андрей, Иаков Старший, Иаков Алфеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Фаддей (Иуда Леввей), Симон Зилот и Иуда Искариот, предавший своего божественного учителя за 30 серебреников.
Тринадцать — самое роковое, несчастливое число, символ разрушения и смерти. Оно превышает на единицу число полного комплекта, и потому скрывает в себе угрозу конфликта и опасность взрыва, переход к иному, неведомому качеству.
Истоки страшной символики числа «13» таятся во тьме веков. В мифологии древних египтян мистическая лестница, ведущая к Высшему Знанию, насчитывала 13 ступеней, причем последняя из них символизировала загробный мир. В скандинавских мифах имеется рассказ о роковом пире в Валгалле — небесном дворце Одина. На пир были приглашены 12 богов, однако гостей оказалось 13 — незваным явился жестокий бог хаоса и раздора Локи, чьи козни привели к смерти светлого и прекрасного Бальдра. Эта история почти аналогична христианскому преданию о Тайной Вечере: последним, тринадцатым по счету, на нее прибыл Иуда Искариот, предавший Христа.
Причину мистического страха перед этим числом нетрудно понять, если учесть, что древние евреи обозначали «13» и слово «смерть» одним и тем же знаком. Именно поэтому в оккультизме «13» — излюбленное число некромантов и чародеев, а карта Таро № 13 называется «Смерть».
Даже в современную цивилизованную эпоху черная магия «мертвого» числа продолжает влиять на суеверных людей и целые народы. В США, Англии и Франции на домах невозможно обнаружить такого номера, а в кинотеатрах и салонах самолетов за двенадцатым креслом сразу следует четырнадцатое. В календаре особое опасение вызывает «черная пятница» (пятница, 13-е) — считается, что несчастливый день недели удваивает таинственную дьявольскую силу рокового числа. Страх перед ним и в наше время настолько распространен, что психологи обозначили его специальным термином — «трискай- декафобия».
Существует число и более зловещее, нежели «13», и это «число зверя» — «666», общепринятая эмблема дьявола и знак Антихриста. Впервые об этом числе упоминает Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Но ум имеют далеко не все, поэтому как в древности, так и в наши дни сатанинские три шестерки вызывают у глупцов чувство суеверного ужаса, хотя нумерология давно убедительно показала, что евангелист Иоанн, суммировав численные значения букв, зашифровал под числом «666» не имя Дьявола, а слова «кесарь Нерон». Вот кого автор Откровения вполне заслуженно именует «зверем», ибо этот свирепый гонитель христиан травил беззащитных людей дикими зверями на аренах амфитеатров. Нерон, бесспорно, кровавый диктатор, гнусный палач и садист, однако отождествлять его с самим прародителем зла — слишком много чести.
В противоположность «числу зверя» три восьмерки были провозглашены числом Мессии. Число «888», выведенное из числового значения, букв еврейского алфавита, указывает на Иисуса Христа, ибо Он якобы и есть тот Мессия, что спасет наш мир. Однако человечеству XXI века, оказавшемуся перед лицом многих глобальных проблем, пора бы осознать собственную ответственность за все происходящее на Земле и не слишком уповать на спасительную роль мессии. Всегда следует помнить о том, что «спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Слегка перефразируя известную русскую пословицу, можно сказать и так: «На мессию надейся, но сам не плошай».
Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…
Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…
Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…
Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…
Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…
Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…