Символы и знаки

Числа – значения и символика

Великие мудрецы древности были глубо­ко убеждены в важнейшем предназначе­нии божественных чисел, выражающих универсальные законы времени и про­странства. Они верили в то, что числа — первооснова мироздания, и боги управ­ляют вселенной с их помощью. Для того чтобы познать все тайны мира, человек должен научиться проникать в сокровен­ную суть чисел, понять их символику, скрытую за абстрактной оболочкой цифр.

Числа выражают самую глубинную сущность вещей и явлений. Древнегре­ческий философ и математик Пифагор (VI в. до н.э.) любил повторять: «Все в мире есть числа». В вечном круговороте четных и нечетных чисел основатель ре­лигиозно-философской школы пифаго­рейцев усматривал воплощение уникаль­ного закона единства противоположнос­тей’. конечного и бесконечного, прямого и искривленного, круглого и квадратно­го, лучшего и худшего. У греков нечетные числа символизировали мужское, ак­тивное начало, а четные, соответственно, женское и пассивное. Китайцы в нечет­ных числах видели отражение принципа «ян» — небесного, постоянного и благо­приятного, а в четных — противополож­ный ему принцип «инь» — земной, измен­чивый и неблагоприятный.

Древние упорно пытались постичь мистическую тайну чисел. Мудрые вави­лоняне уделяли пристальное внимание числовой характеристике времени; ацте­ки, трепетно относившиеся к числам, отождествили каждую цифру с конкрет­ным божеством, качеством и цветом; а каббалисты, закрепившие за каждой бук­вой иврита определенное число, заложи­ли основы нумерологии.

Чисел, как известно, бесконечное мно­жество, поэтому здесь рас­кроем символику лишь тех из них, чья не­постижимая магическая сила всегда вызы­вала у человека наибольший интерес.

Ноль

Ноль — самое таинственное и проти­воречивое число, символ пустоты, небы­тия, первозданного хаоса, но в то же вре­мя — эмблема абсолютности, вечности и бесконечности Вселенной. Пифагор счи­тал, что эта загадочная цифра заключает в себе все сущее. Подтверждение его мысли мы находим в мифологии многих наро­дов мира, где утверждается, что Вселен­ная возникла из Мирового космического яйца (подробнее об этом см. главу «Яйцо»).

В каббале ноль ассоциируется с Бо­гом, именующимся Эйн, что в переводе с иврита означает «то, чего нет». Бог есть абсолютное Ничто: Он создал мир и под­держивает его существование, но сам Тво­рец не существует, ибо стоит вне бытия, хотя и отражается в каждой мельчайшей частичке мироздания.

Единица

Единица — важнейшее мистическое число, символ начала, единства и цельно­сти, воплощение божественной сущнос­ти и аллегория космической оси. Приме­нительно к человеку число «1» символи­зирует мужчину, человеческое «я» и одиночество.

Во всех мировых религиях единица олицетворяет Бога. В конфуцианстве это число ассоциируется с первоматерией и мистическим центром, послужившим первопричиной и источником бытия.

В средневековой алхимии единица символизировала единство и источник жизни.

Для пифагорейцев число «1» являлось отправной точкой, началом любого вы­числения.

Удивительным качествам единицы посвящены глубокие размышления инте­ресного латинского писателя Амвросия Феодосия Макробия (IV— V вв. н.э.), приведенные в его книге «Комментарий на “Сон Сципиона”»: «Единица, т.е. мо­нада, пребывает одновременно мужем и женой, будучи сама четом и нечетом, и, не будучи сама числом, является источ­ником и началом чисел. Начало и конец всего, сама она не ведает ни начала, ни конца, указуя на высшее божество и отде­ляя его от множества вещей и сил, от него проистекающих, и небезосновательно ты отведешь ей следующую после бога сту­пень. Она есть ум, из высшего божества произросший, не подверженный дей­ствию времени, но вечно пребывающий в настоящем; всегда неизменная, сама она счислению не поддается, однако творит из себя и в себе содержит бесчисленные виды родов (вещей)».

Двойка

Основное символическое значение двойки заключается, конечно, в ее двой­ственности. Число «2» выражает нераз­рывное единство сбалансированных про­тивоположностей’. жизни и смерти, ма­терии и духа, бога и дьявола, мужчины и женщины, добра и зла, положительного и отрицательного, белого и черного, воды и огня, дня и ночи и т.д.

В мифологии эту мысль наиболее на­глядно иллюстрирует древнеримский двуликий Янус, бог дверей, повелитель входов и выходов. Два лица Януса, обра­щенные в противоположные стороны, на­мекают на его власть над двумя ипостася­ми времени: одно из них вглядывается в прошлое, а второе пронзает взглядом плотную завесу будущего.

В дуалистической религии маздеист- ского Ирана двойка олицетворяет проти­востояние доброго и злого богов: светлого

Ахурамазды и мрачного Аримана. Прин­цип дуализма положен в основу многих религиозных культов, в том числе и древ­неславянского (Белобог и Чернобог), а в даосизме он представлен противополож­ными принципами «инь» и «ян».

В алхимии число «2» также выражает двойственность и противоположность природных свойств вещества: постоян­ства и летучести.

Тройка

Тройка — это синтез, творческий по­тенциал, созидание и любовь, как мисти­ческая сила, связывающая двоих и порож­дающая третьего.

Пифагор и Аристотель считали это число воплощением гармонии и закончен­ности, поскольку в нем слиты воедино начало, середина и конец. Тройка — чис­ло человека, соединяющего в себе тело, дух и душу.

В странах Востока тройка — священ­ное число: у китайцев оно символизирует святость, законность и совершенство, а японцы чтят как бесценные реликвии три «священных сокровища»: меч, зеркало и драгоценный камень.

В древнеиндийской мифологии Три- лока, триединая вселенная, состоит из трех миров: небесного, земного и подзем­ного (загробного царства). У балтийских славян властителем аналогичных трех ми­ров являлся Триглав — верховное трехго­ловое божество.

В античной мифологии насчитывает­ся множество сказочных женских триад: Грайи, Грации, Гарпии, Горгоны, Парки, Фурии и др., а у кельтов — три Матроны.

В фольклоре народов мира обычно фигурируют три царских сына или три девицы. Главный герой сказки разгадыва­ет три загадки, проходит три испытания, делает выбор между тремя дорогами, име­ет три желания или три волшебных пред­мета и т.д. В русских былинах прославля­ются подвиги трех богатырей: Ильи Му­ромца, Добрыни Никитича и Алеши По­повича.

Во всех политеистических религиях власть над миром поделена между тремя верховными богами. Египетская боже­ственная тройка представлена Осирисом, Исидой и Гором; индуистскую тримурти составляют: творец Брахма, хранитель Вишну и разрушитель Шива; греческая триада включает в себя Зевса, Посейдона и Аида, причем печатью священного чис­ла «3» отмечены даже атрибуты их влас­ти — тройная молния Зевса, трезубец По­сейдона и трехглавый адский пес Аида. Триады главных богов существовали в культе скандинавов, кельтов, инков, ацте­ков и многих других народов. Эта тенден­ция сохраняется даже в монотеистичес­ком христианстве, где триединство одно­го бога выражается через христианскую Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух).

Магия числа «3» проявляется в инду- изме через тройной мистический звук «аум», символизирующий вечный ритм космоса или божественное дыхание, в буддизме священные тексты Трипитаки распадаются на три части; а в христиан­стве тройка персонифицирует главные добродетели — Веру, Надежду и Любовь.

В алхимии божественное число сим­волизирует три важнейших вещества: серу, ртуть и философскую соль, которые, по мнению Парацельса, укрепляют здо­ровье, уничтожают недостатки и оберега­ют старость.

Легендарным кумиром и покровите­лем всех алхимиков считался Гермес Трисмегист («Трижды величайший»), чьим прототипом явился египетский бог мудрости Тот.

В астрологии тройка рассматрива­лась как динамическое, творческое чис­ло, символ расширения космоса и эмбле­ма наибольшей планеты солнечной сис­темы — Юпитера.

Четверка

Четверка — важнейшее мистическое число, знаменующее абсолютное всемо­гущество, вездесущность, всецелость, власть над временем и пространством.

В природе число «4» ассоциируется с четырьмя элементами (землей, водой, ог­нем и воздухом), повелевает четырьмя сторонами света и делит время на боль­шие и малые «четырехгранные» шкалы. Большая включает в себя год, месяц, не­делю и день, а малая — сутки, час, минуту и секунду. Главные временные категории каждой шкалы также подвластны магии четверки: год она дробит на четыре сезо­на — весну, лето, осень и зиму, а сутки — на утро, день, вечер и ночь.

В мифологии майя четыре боже­ственных брата Бакаты, стоящие по четы­рем углам вселенной, удерживают на сво­их руках небо. Индийский четырехликий бог Брахма господствует над четырьмя элементами. В религии Бон четыре мо­гущественных карлика охраняют стороны света. В китайской мифологии почита­лись четыре священных животных: ци- линь (единорог), фэнхуан (феникс), лун (дракон) и гуй (черепаха). В мифах вави­лонян, индийцев, иранцев, германцев и скандинавов четыре реки, несущие воды духовности и бессмертия, вытекают из- под корней Мирового Древа.

В пропаганде христианской религии огромную роль сыграли четыре евангели­ста: Иоанн, Марк, Матфей и Лука, а в ин­дуизме общество было расколото на че­тыре замкнутые касты (брахманов, кшат­риев, вайшья и шудр).

В Индии и Китае четверка являлась эмблемой Земли, поскольку древние пред­ставляли себе нашу планету в виде квадра­та с плоскими сторонами. А вот в Японии это число смерти’, иероглиф «си», его обо­значающий, созвучен со словом «смерть». По этой причине суеверные обитатели Страны восходящего солнца всячески из­бегают роковой цифры: в Японии нет ни квартир, ни домов, ни этажей, ни боль­ничных палат с таким номером.

У пифагорейцев число «4» — символ человеческой души. О значении для них этого числа можно судить по следующим словам Амвросия Феодосия Макробия: «Четверка почитается пифагорейцами… как число мистическое, символ совер­шенства души, отчего ввели ее в священ­ную формулу своей клятвы: «Клянусь тем, кто придал нашей душе (вид) четверки».

Пятерка

Пятерка — универсальный символ че­ловека и его пяти чувств (зрение, слух, вкус, осязание и обоняние). Графически эта символика передавалась человеком, стоящим с раскинутыми в разные сторо­ны руками и широко расставленными но­гами, т.е. в виде пятиконечной звезды (пентаграммы).

Пятерка ассоциируется с любовью и сексуальной энергией, центром и сердцем, силой и здоровьем, а у пифагорейцев она олицетворяла священную неразрывную связь земли и неба.

В мифологии число «5» имеет непос­редственное отношение к некоторым не­божителям: индуистскому Шиве, чьей эмблемой была пятиконечная звезда; римской Венере, чью красоту и сексуаль­ность она выражала; ацтекскому Кетцаль- коатлю, восставшему на пятый день из Царства Мертвых, и др.

В религии Китая и японском буддиз­ме священная пятерка, вмещавшая в себя четыре стороны света и мистический центр, являлась символом мироздания. В иудаизме это число знаменовало бо­жественную силу, в христианстве — пять ран Христа, а в исламе — пять заповедей веры’, намаз (ежедневную пятикратную молитву), ритуальное омовение, ураза (пост в священном месяце Рамазане), за­кят (налог в пользу бедных) и хадж (па­ломничество в Мекку).

В алхимии пятерка символизировала квинтэссенцию — мистический пятый элемент.

Шестерка

Число «6» — замечательный символ союза, равновесия, баланса, гармонии и красоты, а для пифагорейцев — еще и эмблема удачи и счастья. Такая велико­лепная символика основана на удиви­тельных свойствах шестерки, раскрытых, в частности, римлянином Макробием: «Что до шестерки, которая при сложении с единицей дает семерку, то она обладает множеством разнообразных достоинств и смыслов. Первое то, что она единствен­ное число, из входящих в десятку, которое может быть образовано частными, от него же (полученными). Ведь вторая, третья и шестая часть шестерки, а именно три, два и один, вместе составляют шесть…»

В астрологии это число красоты и гар­монии стало эмблемой небесной краса­вицы — планеты Венеры.

Семерка

Семерка — волшебное, магическое число, знак совершенства, космического порядка и завершенности цикла. Эту сим­волику во многом предопределили семи­дневные фазы луны и семь известных в древности небесных тел нашей солнеч­ной системы. В семерке воплощалась и главная тайна мироздания, поэтому не­разрешимую загадку мы называем «тай­ной за семью печатями».

В каждой религии это звездное число ассоциировалось с божественными сила­ми. В Древнем Египте семерка — эмбле­ма Осириса, символ его бессмертия’, в культе иранского Митры — семь степе­ней посвящения; в индуизме — семь ипо­стасей Будды; в иудаизме — семь религи­озных празднеств, Семь столпов мудрос­ти и семь дней Творения; в исламской традиции Вселенная состоит из семи зе­мель, морей и небес, семь ступеней ведут в ад и такое же количество дверей пре­граждает путь в райские сады. В христи­анстве, наиболее непоследовательной из всех религий, число «7» обладает как по­зитивной, так и негативной символикой: церковная обрядность насчитывает семь главных таинств (крещение, причаще­ние, конфирмация, исповедь, священ­ство, церковный брак, соборование), но, с другой стороны, отцы христианства зак­леймили семь смертных грехов: гнев, ску­пость, зависть, гордыня, чревоугодие, прелюбодеяние и лень.

В астрологии семи известным в древ­ности и Средневековье «блуждающим звездам» соответствовали семь дней неде­ли: Солнце «управляло» воскресеньем, Луна — понедельником, Марс — вторни­ком, Меркурий — средой, Юпитер — чет­вергом, Венера — пятницей, Сатурн — субботой.

В истории человечества магическое число «7» олицетворяло все самое великое и чудесное. Древние греки восхваляли Семь выдающихся мудрецов античности: Фалеса, Бианта, Солона, Питтака, Клео- була, Хилона и Периандра. В эллинис­тическую эпоху выделяли семь непрев­зойденных шедевров архитектуры и ис­кусства, именуемых Семью чудесами света: египетские пирамиды, «висячие сады» Семирамиды в Вавилоне, статуя Зевса в Олимпии, храм Артемиды в Эфесе (сожженный маниакально честолюбивым злодеем Геростратом), Колосс Родос­ский, мавзолей в Галикарнасе и Алексан­дрийский маяк.

Великий Рим, гордый властитель Древ­него мира, стоял на семи холмах (Авентин, Палатин, Квиринал, Капитолий, Вими- нал, Эсквилин и Целий). В этом геологи­ческом факте самонадеянные римляне ус­матривали особую милость и благоволе­ние богов к Вечному городу и его гражданам.

В Средние века наибольшим почетом пользовались Семь свободных искусств: грамматика, риторика, арифметика, гео­метрия, астрономия, логика и музыка.

Трудно сказать, видна ли в том рука судьбы или божественный промысел, но политическому объединению Китая предшествовала грозная «эпоха сражаю­щихся царств» (V—III вв. до н.э.), когда в стремлении захватить власть над всей Поднебесной столкнулись семь могуще­ственных царств: Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Через некоторое время та же история повторилась и в Англии, где в VI—VII веках н.э. боролись друг с другом семь англосаксонских королевств: Кент, Уэссекс, Сассекс, Эссекс, Мерсия, Нор­тумбрия и Восточная Англия.

Восьмерка

Восьмерка — воплощение гармонии, равновесия, порядка и стабильности. Восьмерка парадоксальна и универсаль­на, так как составляющие ее две четверки или четыре двойки выражают единство и борьбу противоположностей, т.е. главный закон космического миропорядка. Если семерка знаменует завершенность цикла, то превышающая ее на единицу восьмер­ка символизирует начало нового периода, обновление и возрождение. Вместе с тем это удивительное число является моде­лью безграничной Вселенной, недаром в японской традиции оно означает множе­ственность, а в математике та же цифра, изображенная горизонтально, служит знаком бесконечности.

В античной философии восьмерка олицетворяет единство четырех перво­элементов, разбитых на две противопо­ложные пары (огонь — вода, земля — воз­дух) и их взаимно противоположных свойств (тепло — холод, сухость — влаж­ность). Для пифагорейцев она была эмб­лемой мудрости, благоразумия и справед­ливости. Макробий, комментируя столь высокую ее оценку представителями этой знаменитой философской школы, писал:

«Что до пифагорейцев, то они имено­вали восьмерку справедливостью, как первое число, разложимое на такие пар­но-равные числа, то есть две четверки, ко­торые, делясь, вновь образуют два тожде­ственных четных числа, т.е. две двойки. И составляется восьмерка точно так же: два раза дважды два».

В мифологии восьмерка — священ­ное число египетского Тота и греческого Гермеса. В китайской даосской мифоло­гии особое место занимает группа леген­дарных героев — Восемь Бессмертных, в которую входят: Люй Дунбинь, Ли Тегу- ай, Чжан Голао, Чжунли Цюань, Цао Гоц- зю, Хань Сянцзы, Лань Цайхэ и един­ственная женщина, «бессмертная дева» Хэ Сяньгу. Принадлежащие им атрибуты составляют 8 символов бессмертия’. флейта, меч, веер, бамбуковая трость, ка­лебаса, корзина с цветами, кастаньеты и лотос. Каждый из них наделен особыми волшебными функциями: меч Люя при­зван карать демонов, веер Чжунли — оживлять мертвых, белый лотос Хэ, чей стебелек изогнут в форме священного жезла жуй, подобно волшебной палочке способен исполнять желания и т.д.

Во всех мировых религиях число «8» играет крайне важную роль. В исламе во­семь ангелов, поддерживающих трон Ал­лаха, олицетворяют стабильность боже­ственного миропорядка. В буддизме, где свято почитаются восемь заповедей Буд­ды, восьмеричный путь, включающий в себя праведные суждения, побуждения, речи, усилия, действия, отношение к жизни, духовную деятельность и созерца­ние, указывает гармоничный, умеренный образ жизни, ведущий к спасению. Лотос с восемью лепестками-чакрами у буддис­тов является эмблемой доброго предзна­менования.

В христианстве восьмерка символи­зирует возрождение и обновление. Причи­на данной символики заключается в том, что воскресение Христа подается здесь как «восьмой день творения». В христи­анском культе и эмблематике есть немало примеров, иллюстрирующих сакральное значение восьмерки. Эмблемой воскресе­ния Христа служит восьмиконечный мальтийский крест, а духовное обновление человека через таинство крещения отра­жено в восьмигранной форме крестиль­ной купели.

В христианской иконографии восемь лучей имеет Вифлеемская звезда, возвес­тившая миру о рождении Спасителя. В буддистской иконографии восемь спиц колеса сансары свидетельствуют о бесконечном числе перерождений челове­ка, не следующего спасительным запове­дям Будды.

В магии североамериканских индей­цев подобное колесо рассматривалось в качестве восьмисторонней модели Все­ленной, включающей четыре основных стороны света и четыре промежуточных направления (северо-восток, северо-за­пад, юго-восток и юго-запад).

Объемную модель мира лучше всего представляет число «8» в квадрате, т.е. восьмерка, умноженная на самое себя. Древняя китайская мантика, основанная на знаменитой «Книге Перемен», опе­рирует восемью триграммами, знамену­ющими восемь главных состояний мира. Различные комбинации этих триграмм образуют 64 предсказания, охватываю­щие все стороны личной и обществен­ной жизни человека. Те же магические цифры легли в основу самой мудрой игры всех времен и народов. Каждая сто­рона шахматной доски разделена на во­семь клеток, а всего их — 64. Шахматы — дуалистическая модель мира древних индусов, поле вечной борьбы между светлыми силами добра и темными леги­онами зла.

В истории России конца XIX — на­чала XX века цифра «8» сделалась мери­лом социальной гармонии, так как важ­нейшим экономическим требованием российского пролетариата было узако­нение 8-часового рабочего дня. В царс­кой России рабочие подвергались жесто­чайшей эксплуатации; на многих пред­приятиях продолжительность рабочего дня составляла 12—14 часов в сутки. Справедливое требование рабочих пред­полагало гармоничное разделение суток натри периода по восемь часов: 8 часов — на труд, 8 часов — на личную жизнь и 8 часов — на отдых (сон). Однако антина­родная власть неизменно поддерживала алчных капиталистов, ради получения сверхприбылей выжимавших из рабочих все соки, и только советское правитель­ство всего через несколько дней после захвата власти издало декрет о 8-часовом рабочем дне (29.10.1917).

Девятка

Замыкающую цифровой ряд девятку пифагорейцы называли «пределом всех чисел». Девятка — утроенная триада, символ абсолютного совершенства и за­конченности. Доказательства тому чело­век находил и в космосе, и на земле, и даже под землей. Готовясь к выходу в большой мир, человеческий плод девять месяцев зреет и набирается сил в утробе матери. В солнечной системе, образую­щей мир ближнего космоса, вращаются девять планет. В китайской мифологии небо составляют девять сфер (Цзю Тянь): четыре небесные сферы ориентированы по четырем сторонам света, другие четы­ре — по промежуточным направлениям, а девятая — по центру. На земле им соот­ветствуют девять частей Поднебесной, поскольку легендарный император и зем­леустроитель Великий Юй, «измерив сво­ими шагами Девять Гор, Девять Рек и Де­вять Болот, разделил землю на Девять Областей».

Грозную законченность девятки полу­чил в мифологии майя и ацтеков Микт- лан — мрачный подземный мир мертвых, разделенный на девять ярусов. Христиан­ский ад тоже состоит из девяти концент­рических кругов, а ведут туда девять врат. По распространенному морскому пове­рью, судну несет погибель роковой «девя­тый вал» — гигантская стена воды, взды­мающаяся почти до небес.

В греческой мифологии законченную полноту совершенства олицетворяют де­вять прекрасных муз: Каллиопа — муза эпической поэзии, Евтерпа — муза лири­ки, Эрато — муза любовных песен, Мель­помена — муза трагедии, Талия — муза комедии, Терпсихора — муза танцев, Клио — муза истории, Урания — муза ас­трономии и Полигимния — муза священ­ных гимнов.

В христианской религии закончен­ность миропорядка, согласно учению Псевдо-Дионисия Ареопагита (V в.), вы­ражают девять ангельских чинов, распре­деленных по трем триадам. Первую (выс­шую) триаду составляют серафимы, херу­вимы и престолы; вторую — господства, силы и власти, а третью, наиболее близ­кую к миру людей, — начала, архангелы и ангелы.

Божественную сущность девятки при­знают и другие религии: в индуизме она символизирует священный огонь бога Агни; в иудаизме — свет истины, а в буд­дизме — высшую духовную силу.

Десятка

Число «10» — символ всецелостности, завершенности и совершенства. В античной философии, в частности у пифагорейцев, десятка считалась универ­сальным числом мироздания, обозначав­шимся десятиконечной звездой. Десятка повелевала микрокосмосом (человеком) и макрокосмосом (Вселенной): на целостность первого из них указывали 10 пальцев рук, на законченное совер­шенство второго — 9 планет с Солнцем в центре. В китайской философии число «10», символизировавшее равновесие и гармонию, изображалось иероглифом в виде равностороннего креста.

В китайской и корейской мифологии представлены 10 даосских символов веч­ной жизни’, солнце, гора, камень, вода, облако, олень-марал, водяная черепаха, журавль, сосна и «трава бессмертия». Диюй, китайский ад, разделен на десять судилищ. В девяти из них обретаются души грешников, осужденные на те или иные мучения за совершенные на земле преступления. В десятое судилище на­правляются после смерти души безгреш­ных людей. После тщательной проверки они получают там право на возрождение и путевку в новую жизнь.

В религии древних евреев составляю­щие десятку единица и ноль знаменуют божественное проявление, поэтому в иудаизме и христианстве почитаются именно десять заповедей Бога, а церковь требовала от верующих жертвы в виде уп­латы десятины (десятой части урожая или собственности).

В истории это число обозначает оп­ределенную веху в жизни человечества’. малую веху отмечает декада (10 дней), большую — десятилетие.

В военном деле десяток бойцов, спа­янных железной дисциплиной в единое войсковое подразделение во главе с десят­ником, составлял основу многих армий эпохи Средневековья. В войске Чингис­хана, например, каждый солдат головой отвечал за всех товарищей из своего де­сятка; в случае бегства с поля боя одного из них смертной казни предавали весь де­сяток. В римской армии испытанным средством для борьбы с дезертирством была децимация (казнь каждого десятого легионера по жребию). Децимация, при­менявшаяся в первые века существования Рима, впоследствии была отменена. Од­нако во время грандиозного восстания Спартака (74—71 гг. до н.э.) Марк Красс, взбешенный успехами гладиаторов и тру­состью римских солдат, был вынужден возродить жестокий древний обычай. Вот что сообщает по этому поводу великий греческий историк и биограф Плутарх (I в. н.э.):

«…Красс… вновь вооружил разбитые части, но потребовал от них ручательства в том, что оружие свое они впредь будут бе­речь. Отобрав затем из них пятьсот чело­век — главных виновников бегства — и разделив их по десять человек, он прика­зал предать смерти по одному из каждых десяти, на кого укажет жребий. Красс во­зобновил, таким образом, бывшее в ходу у древних и уже с давних пор не применяв­шееся наказание; этот вид казни сопря­жен с позором и сопровождается на глазах у всех жуткими и мрачными обрядами».

Двенадцать

Двенадцать — символ вечного цикла времени, завершенности и конечности, по­скольку год состоит из 12 месяцев, а день и ночь — из 12 часов. В Китае эпоху состав­ляют 12 двенадцатилетних периодов.

В греческой мифологии величайший герой Эллады Геракл совершил 12 блиста­тельных подвигов: 1) задушил немейско- го льва; 2) убил лернейскую гидру; 3) пе­рестрелял стимфалийских птиц-людо­

едов; 4) поймал быстроногую кериней- скую лань; 5) победил свирепого эриман- фского вепря; 6) очистил конюшни царя Авгия; 7) укротил огнедышащего крит­ского быка; 8) обуздал кровожадных ко­ней Диомеда; 9) добыл золотой пояс ца­рицы амазонок Ипполиты; 10) пригнал коров Гериона; 11) увел из подземного царства адского трехглавого пса Цербера; 12) с помощью титана Атланта раздобыл золотые яблоки Гесперид.

В астрологии звездное небо поделено на 12 знаков зодиака (Водолей, Козерог, Стрелец, Скорпион, Весы, Дева, Лев, Рак, Близнецы, Телец, Овен, Рыбы).

В религии древних греков и римлян выделяют 12 главных богов-олимпийцев: Зевса (Юпитера), Посейдона (Нептуна), Аида (Плутона), Геру (Юнону), Аполлона (Феба), Артемиду (Диану), Афину (Ми­нерву), Афродиту (Венеру), Деметру (Це­реру), Диониса (Бахуса), Ареса (Марса) и Гермеса (Меркурия).

В Библии упоминаются 12 сыновей Иакова, 12 колен Израилевых, 12 плодов Древа Жизни, 12 ворот Святого Града, 12 звезд в короне Девы Марии. У Христа было 12 учеников-апостолов: Петр, Анд­рей, Иаков Старший, Иаков Алфеев, Иоанн Богослов, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Фаддей (Иуда Леввей), Симон Зилот и Иуда Искариот, предав­ший своего божественного учителя за 30 серебреников.

Тринадцать

Тринадцать — самое роковое, несчаст­ливое число, символ разрушения и смер­ти. Оно превышает на единицу число полного комплекта, и потому скрывает в себе угрозу конфликта и опасность взры­ва, переход к иному, неведомому качеству.

Истоки страшной символики числа «13» таятся во тьме веков. В мифологии древних египтян мистическая лестница, ведущая к Высшему Знанию, насчитыва­ла 13 ступеней, причем последняя из них символизировала загробный мир. В скан­динавских мифах имеется рассказ о роко­вом пире в Валгалле — небесном дворце Одина. На пир были приглашены 12 бо­гов, однако гостей оказалось 13 — незва­ным явился жестокий бог хаоса и раздора Локи, чьи козни привели к смерти свет­лого и прекрасного Бальдра. Эта история почти аналогична христианскому преда­нию о Тайной Вечере: последним, три­надцатым по счету, на нее прибыл Иуда Искариот, предавший Христа.

Причину мистического страха перед этим числом нетрудно понять, если учесть, что древние евреи обозначали «13» и слово «смерть» одним и тем же зна­ком. Именно поэтому в оккультизме «13» — излюбленное число некромантов и чародеев, а карта Таро № 13 называется «Смерть».

Даже в современную цивилизованную эпоху черная магия «мертвого» числа про­должает влиять на суеверных людей и це­лые народы. В США, Англии и Франции на домах невозможно обнаружить такого номера, а в кинотеатрах и салонах самоле­тов за двенадцатым креслом сразу следует четырнадцатое. В календаре особое опа­сение вызывает «черная пятница» (пят­ница, 13-е) — считается, что несчастли­вый день недели удваивает таинственную дьявольскую силу рокового числа. Страх перед ним и в наше время настолько рас­пространен, что психологи обозначили его специальным термином — «трискай- декафобия».

Три шестерки

Существует число и более зловещее, нежели «13», и это «число зверя» — «666», общепринятая эмблема дьявола и знак Антихриста. Впервые об этом числе упо­минает Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шесть­сот шестьдесят шесть». Но ум имеют да­леко не все, поэтому как в древности, так и в наши дни сатанинские три шестерки вызывают у глупцов чувство суеверного ужаса, хотя нумерология давно убеди­тельно показала, что евангелист Иоанн, суммировав численные значения букв, зашифровал под числом «666» не имя Дьявола, а слова «кесарь Нерон». Вот кого автор Откровения вполне заслуженно именует «зверем», ибо этот свирепый го­нитель христиан травил беззащитных лю­дей дикими зверями на аренах амфитеат­ров. Нерон, бесспорно, кровавый дикта­тор, гнусный палач и садист, однако отождествлять его с самим прародителем зла — слишком много чести.

Три восьмерки

В противоположность «числу зверя» три восьмерки были провозглашены чис­лом Мессии. Число «888», выведенное из числового значения, букв еврейского ал­фавита, указывает на Иисуса Христа, ибо Он якобы и есть тот Мессия, что спасет наш мир. Однако человечеству XXI века, оказавшемуся перед лицом многих гло­бальных проблем, пора бы осознать соб­ственную ответственность за все происхо­дящее на Земле и не слишком уповать на спасительную роль мессии. Всегда следу­ет помнить о том, что «спасение утопаю­щих — дело рук самих утопающих». Слег­ка перефразируя известную русскую по­словицу, можно сказать и так: «На мессию надейся, но сам не плошай».

admin

Recent Posts

Паук как символ и знак

Паук – один из самых загадочных и неоднозначных символов, встречающихся в мифологии, культуре и искусстве…

4 месяца ago

Крокодил как символ и знак

Жуткое зубастое чудовище, близкий родственник свирепых динозавров, крокодил, несущий на себе неизгладимую печать первобытного животного…

4 месяца ago

Коза (козел) как символ и знак

Символика козы и козла четко различается по половому признаку. У козы, олицетворяющей плодовитость и трогательную…

4 месяца ago

Пчела как символ и знак

Пчела олицетворяет такие прекрасные нравственные качества, как усердие, трудолюбие, мудрость, одухотворенность, скромность, умеренность, сдержанность, коммуникабельность,…

4 месяца ago

Матпакке – норвежский ланч с собой

Некоторое время назад из подкаста Арзамаса про 11 слов, которые помогают понять норвежскую культуру, я…

4 месяца ago

Бабочка как символ и знак

Бабочки, лёгкие, почти невесомые создания, порхающие с цветка на цветок, являются символом свободы, беззаботности и…

5 месяцев ago